О В.Д. Геймане - Корреспондент Крымский

Но как же на самом деле выглядела Феодосия в те годы? Отбросим романтический ореол курортного города и откроем газету «Феодосийский вестник» № 1 от 5 апреля 1912 года, издатель И. Я. Шик: «В курортном городе, на Итальянской улице, Центральной и, следовательно, парадной, из люков коллектора вечно доносится страшное зловоние. А вот и другое явление. Второго и третьего дня шёл дождичек и Грамматиковская, и Галерейная улица превращаются в каналы, и с одного тротуара по другой приходится чуть ли не на лодках переезжать». Может именно грязь, как уличная, так и житейская, порождала в душе Вениамина Давыдовича такую тягу к прогулкам на свежем воздухе, к красивым пейзажам.

В. Крымский. «Новое Русское Слово» 6 августа 1925 года. «Исход из Нью-Йорка»: «Идеальные пути сообщения и дешевые экскурсионные тарифы делают выходные в Нью-Йорке днями поголовных выселений… Русская публика избирает большей частью более дешевые пути странствия. На Копей-Айланде среди тысяч голых пирамид слышна и русская речь. На горках и в пещерах любви порою слышны и русские возгласы… Встречаю знакомого, нежащегося на солнце и сменяющего уже „седьмую кожу“.

— Что нового? — вопрошаю его.

— Воздух, солнце, море, — отвечает он, коробясь от боли.

— А, у вас тут делают миллионерами за ночь, — говорю ему, указывая на бегущих к нам двух земляных маклеров.

— Мы интересуемся больше воздухом, — отвечает мой собеседник.».

А вот, что сообщал В.Д. Гейман из Феодосии в симферопольскую газету «Южные ведомости» от 14.10.1911 года в статье «К устройству грязелечебниц»: «Этот серьезнейший вопрос, бывший уже весьма близким к разрешению, был, как известно, погребен в управских недрах и только теперь всплывает на свет Божий. В настоящее время управа занята рассмотрением представленного гг. Цвет и Дуранте проекта договора, причем, многие пункты проекта подвергаются при этом переработке. Существенное разномыслие может встретиться лишь в отношении двух пунктов проекта: об обеспечении городом 15-и тысяч ведер воды в сутки (за определенную плату), чего город в виду отсутствия каких-либо излишков лишен возможности сделать и по вопросу выкупа и эксплуатации.».

Пишет он далее в той же газете от 16.10.1911 года: «Лицо, стоящее близко к предпринимателям и являющееся их уполномоченным представителем сообщило нам что, ввиду действительно существующей затруднительности в водопроводном вопросе, предприниматели смогут, в крайнем случае, ограничится на первое время устройством колодцев.».

Грязелечебницы в близи Феодосии, на солёном, богатом минеральными грязями озере Аджиголь, которое расположено рядом с нынешнем селом Береговое (Коронель), после долгих препирательств были всё же открыты, но просуществовали, к сожалению лишь до середины XX столетия. Поскольку бесценное для больных озеро погубили, слив туда канализационные и другие отходы и в наше время оно бездействует.

Почти в каждом выпуске газеты «Южные ведомости» Вениамин Гейман сообщал о происходящем в Феодосийской Городской Думе. Эта корреспонденция может послужить поводом к отдельному исследованию.

Мы же, далее приведём статью В. Крымского об итогах муниципальных выборов в Нью-Йорке. «Новое Русское Слово» 4 ноября 1925 года под названием — «Смена муниципального управления»: «С 1-го января в управление вступают новые должностные лица: кандидаты демократов, победа которых была обеспечена и не возбуждала никаких сомнений включают в своем составе следующих лиц: Мистер сенатор Джеймс Дж. Вокер, родился в коренном нью-йоркском районе в Гринвич Вилледж. Образование среднее и высшее получил в учебном заведении в Нью-Йорке. Был адвокатом, членом Ассембли, затем сенатором. Он был инициатором целого ряда социальных реформ, в том числе законопроектов: о воспрещении домовладельцам выселять квартирантов, о понижении платы за телефонные разговоры, о борьбе с перенаселенностью и постройке дешевых жилищ, о сокращении подоходного налога на 25%, о пенсиях для работниц, о солдатском бонусе, о разрешении по воскресеньям демонстрировать кино, игры в бейсбол и бокса, как и бывший мэр Гайлан, он дал обязательство не допускать повышение собвейной платы выше 5 сентов.». Вот как заботились о своих гражданах американские политики!

Интересуют Вениамина Давыдовича и другие виды досуга. Например, авиа-шоу.

В. Крымский. «Новое Русское Слово». 10 октября, 1925 г. «У завоевателей воздуха»: «Близ трибун прессы разыскиваю группу русских летчиков, со знаменитым летчиком Б. В. Сергиевским, во главе с ним Тарлецкий, спасшийся третьего дня от гибели и 4-5 других русских летчиков, служащих механиками при аэропланах. В. В. Сергиевский подтвердил свой рассказ. Он спасся от гибели только случайно. Не направь он аэроплана с залитым дождем мотором в скалу у Стетен Айланд, он погиб бы в море. Выскочил он во время чудом. Аэроплан поврежден, и полет Сергиевского состояться не мог…».

Метафора слышится в этом интервью: «Русские иммигранты чудом „спрыгнули“ с „падающей“ страны, и кажется, сама новая земля им помогает выжить». Ведь обычно в жизни бывает иначе. Симферопольская газета «Южные ведомости» за 21 апреля 1911 года сообщала: «Весть о трагической гибели авиатора Матыевича-Мацеевича и его брата, бывшего во время полета пассажиром, разнеслась по всему городу в тот же вечер с быстротой молнии». «Авиатор хотел сделать свой обычный vol plane и остановил мотор, но порыв ветра левого крыла накренил аппарат и он стремительно упал вниз…».

Может и правда, что жизнь для русских только налаживается на другом берегу океана?
Ответить «Да» будет правильно, но не полно. Были огромные трудности. В наши дни в городе Скрентоне, Штат Пенсильвания, существует «Музей антрацита» («The Anthracite Heritage Museum»), рассказывающий современным американцам, о том, как в начале XX столетия здесь добывали топливо. У музея есть прекрасный сайт, на котором представлены отдельные экспонаты и старые фотографии тех лет. Труд горняков — весьма тяжек, но это — шанс работать — совсем не похоже на современные и зарабатывать для тех, кто не знал английского языка. Большинство русских иммигрантов было не из дворян и инженеров, а из простых людей, ушедших из сел на Первую Мировую Войну и волею судьбы оказавшихся в Соединенных Штатах. Весьма часто в среде шахтеров вспыхивали забастовки. Основное требование к работодателям — повышение заработной платы.

В 1924-ом году, такая забастовка произошла в Скрентоне. Особенно печально, что сопровождалась она погромами. В сентябре в том же Скрентоне, обстановка опять накалилась. В качестве корреспондента «Нового Русского Слова» на место событий выезжает В.Д. Гейман. «Новое Русское Слово» 3 сентября 1925 год. «В царстве антрацита»: «Еще 50 миль до угольного района все уже говорит о его близости, почти каждые 10-15-ть минут навстречу попадаются длиннейшие товарные поезда с несколькими десятками цистерн каждый. Антрацит вывозят самым напряженным образом, добыча мягкого угля в шахтах Вест Верджинии устроена, и это усиленное передвижение теперь приняло характер грандиознейших перевозок.

Весь район, начиная от Истона, в полутора часах езды от Нью-Йорка по пути к Питтсбургу — это сплошная раскаленная печь и закопченное углем небо. Тут сосредоточены все важнейшие сталелитейные и железоделательные заводы и шахты… Соединение этих двух видов производств дает фабрикантам неисчерпаемые выгоды из-за экономии перевозки угля и прочее…

Город основан в 1788 году и название свое получил в честь одного из основателей полковника Джорджа Скрентона. Кроме антрацитовых шахт тут имеются в изобилии заводы локомотивные, по выделке инструментов, роялей, текстильные фабрики. Скрентон славится величайшей в мире школой корреспондентов, образцовыми госпиталями, библиотекой, и конечно огромным манежем, сити голл, пост-офисом и зданием суда…

продолжение выше
  • 0
  • 12 декабря 2011, 18:18
  • coronelli
  • 2858

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.