Военно-морской врач той эпохи

Спартак Дмитриевич Вохминов

У каждого человека свой путь, непохожий на другие. В зависимости от множества факторов, путь этот может быть длинным и тернистым, а может оказаться коротким и ярким. У героя моего повествования путь в жизни и в главном его деле – военной медицине, не был выдающимся. Это был долгий путь честного, талантливого, порядочного человека и профессионала высшей пробы. Поколение конца 20-х годов, к которому относится подполковник медицинской службы в отставке Спартак Дмитриевич Вохминов, хлебнуло немало лиха и в детстве, и в юности, и в прочие годы жизни. Сказать, что оно, хотя бы несколько лет, могло пожить без забот и тяжких трудов, никак нельзя. Человек, родившийся в деревне около маленькой станции Мураши Северной железной дороги Киров – Котлас в 1926 году, и сегодня – бодр и активен, с вполне юношеской фигурой, никак не похож на старика ни внешне, ни, тем более, в плане интеллектуальном. А сколько он помнит! И ведь всё, что было с ним в жизни и службе, и о чём у него никто никогда не интересовался – наша история. История глазами одного человека, но не простого наблюдателя, а именно её творца. В этом и заключается ценность его воспоминаний.

Особенно здорово, что мы знакомы много десятилетий – через посредство его сына, моего одноклассника Серёжи, хоть тот и не приложил к разговору с С.Д. Вохминовым никаких усилий. Просто мне пришло в голову, наконец-то, что стоит поговорить о жизни с его батей. И вот он, результат…
Железнодорожное детство.

Деревня под названием Вохминова у железной дороги на Котлас, была издавна населена одними Вохминовыми – все были родственниками – ближними и дальними. Братья и сёстры, двоюродные и троюродные, сваты и дядья, бабушки и дедушки – так часто бывало в северных русских деревнях в прошлом. Школа была на станции Мураши – туда и направился постигать науку Спартак Вохминов, сын потомственного железнодорожника, работавшего старшим диспетчером движения. Отец на этой дороге был известной личностью и уважаемым человеком. Не зря за свои труды он получал не только медали, но даже орден Ленина, что в то время было событием исключительным.

А с малолетства мальчишку с сестрёнкой приучали к труду – они умели делать всё, что требовалось в хозяйстве. Но и к путешествиям тянуло с детства: рассказал, например, о том, как сбежал из дома и поехал самостоятельно поездом к бабушке в 6-летнем (!) возрасте. Да ни куда-нибудь рядом, а под Котлас! Виноват был, конечно, папа: сынок долго его просил отвезти его к бабушке, а он всё не отвозил. Эта детективная история достойна упоминания, поскольку характеризует малолетку как вполне самостоятельного и упорного в достижении своей детской цели человечка.
… Май месяц 1932 года. Всё вокруг тает, непролазная грязь. И папа никак не соберётся отправить своего мальца к бабушке. Спартак видит пассажирский поезд, идёт и садится в него. В последнем вагоне он улёгся и доехал до Лузы, где когда-то жила семья Вохминовых; т.е. проехал половину пути. Зная, что поезд там стоит долго, мальчик захотел проведать знакомых, нашёл знакомую бабушку. Произошла радостная встреча, бабушка эта Спартака накормила хлебом с мёдом, и он вернулся к поезду. А тут – начальник поезда Шерстобитов радостно встречает. Нашёлся пострел, которого уже сутки искала вся дорога! После звонка папе получено… разрешение ехать дальше, к бабушке. Доехал благополучно, произошла радостная встреча уже со своей бабушкой. Это было просто прекрасное лето, запомнившееся Спартаку множеством детских развлечений и полезных дел. И в ночное ходил, и навоз на поля развозил малолетний Вохминов, так что заслужил благодарность от родного дяди Вани, брата отца осенью, когда отец с остальным семейством приехал в гости.
А тут как раз пришло время идти в школу, и сразу выяснилось, что Спартак ещё и сообразительный, жаждущий знаний ученик – в этом я убедился, просматривая его многочисленные похвальные грамоты, хранящиеся в личном архиве. Ясно, что даже ребёнку за красивые глаза, особенно в 30-е годы, вряд ли бы стали давать документы, удостоверяющие отличные знания, начиная с начальной школы! А Спартак учился с удовольствием, впитывал абсолютно все знания легко, книги буквально проглатывал и, как тогда было со всеми, грезил авиацией. Конечно, сын железнодорожника, хоть и был увлечён самолётами, досконально знал и на железной дороге очень многое. Разумеется, первая любовь была паровоз – а у кого не было этой любви? В юном возрасте он освоил работу кочегара и помощника машиниста – мог самостоятельно выполнять, к примеру, очень ответственную операцию – давать в котёл воду. Всё это было оттого, что парня все машинисты очень хорошо знали и всегда брали с собой в поездки – помогать и учиться. В 1939 году Спартак в числе отличников был направлен на только что созданную Горьковскую детскую железную дорогу, где всё было настоящее, а все должности исполняли только пионеры. Там была школа юных железнодорожников, где он сдал экзамен на помощника машиниста и получил вполне настоящее удостоверение. В 13 лет!
Правда была ещё одна «зазноба» — небо; ещё в средних классах, проштудировал всю известную литературу про самолёты и лётчиков, и морально был готов встать на защиту Родины именно в качестве лётчика. В 1941 году отлично окончены 7 классов, и горячее желание летать привело к тому, что прочитав объявление в «Комсомольской правде» о наборе курсантов в Ростовскую среднюю специальную школу лётчиков, Спартак отправил туда документы для поступления. Для надёжности, чтобы у руководства не было сомнений в том, что кандидат этот – парень неглупый, не забыл и Похвальную грамоту за отличное окончание семилетки в пакет вложить. Был зачислен без вступительных экзаменов как отличник учёбы. Успел даже получить вызов — 18 августа надо было прибыть и приступить к занятиям…

Читать продолжение тут
  • +1
  • 28 июня 2013, 10:26
  • leleko
  • 1831

Комментарии (1)

RSS свернуть / развернуть
+
0
Со Спартаком Дмитриевичем довелось кратко познакомиться, когда я, студентка-первокурсница Ленинградского мед.института, приехала домой на летние каникулы и в августе подрабатывала санитаркой в приемном отделении госпиталя. Тогда дежурными врачами приемного покоя ходили в/врачи кораблей и сухопутных частей Феодосийского гарнизона. Несколько несколько раз дежурил и С.Д.Вохминов. Узнав, что я будущий медик, похвалил меня, в том, что я начинаю свой трудовой путь врача с низовой должности. В общении он простой и легкий человек. Принимая и осматривая поступившего больного он был очень внимателен, скажем, даже педантичен, т.е. все делал, как положено. Я, уже немного познавшая азы «обследования больного», наблюдала это и училась этому у него. Рада, что Спартак Дмитриевич жив-здоров. Желаю ему здоровья и благополучия. Спасибо С. Лелеко за его хорошую статью о Хорошем Человеке.
avatar

marika

  • 30 июня 2013, 13:45

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.