Созидать, опережая!

Наставникам за благо воздадим!
За то, что твёрдо на земле стоим,
Презрев все тернии судьбы,
Хулу и сладость похвальбы.
За то, что в нас живут и есть
Любовь к Отчизне, долг и честь!
Л.Андриевский
Да, 7 октября в этом году исполнится 90 лет ветерану Вооруженных Сил СССР, военному пенсионеру МО РФ, капитану 1 ранга в отставке Александру Петровичу Семенюку!
Наш Юбиляр – феодосиец, военмор, испытатель морских ракет во времена холодной войны. Этот период ( 1946-1991 гг.) совпал с максимальной производительностью испытаний «морского щита» для кораблей бывшей нашей общей родины – Советского Союза. На Полигоне «Песчаная балка» под Феодосией (что уже не составляет военной тайны) испытывались морские ракеты (зенитные и крылатые), которые потом внедрялись на корабли и береговые части ВМФ.

Комплексы, ныне модернизированные, до сих пор стоят на вооружении военных кораблей уже не СССР, а Российской Федерации. Они – как памятники ратных, доблестных дел Александра Петровича, главного испытателя морских ракет в Крыму, бывшего начальника уникального подразделения военныхинженеров и техников, рабочих и служащих ракетно-артиллерийского полигона. Первый российский морской полигон уже закончил свои «кузнечные дела» по созданию такого нужного «морского зонтика». Он был «колыбелью» ракетного оружия, впервые внедряемого на корабли после Великой Отечественной войны, советского народа. Воспоминания о нем и о своей службе, как ни странно, до сих пор не покидают ветерана, юбиляра, достигшего долголетнего возраста!
«Учебная тревога! Контролерам, группам записи...- по местам! Ракетная атака! Личный состав, в укрытие! Начать комплексную подготовку ракет 1-го и 2-го контейнеров. Телеметрия. Протяжка. Лечь на боевой курс. «10-с» в положение «наготове», «75-2»… состыковать… Время контролерам! Старт! 1-я… Старт! 2-я… Ракеты в воздухе!»
«От таких воспоминаний ночью, как не проснуться, а потом не заснуть. Было такое, было и не проходит. Служил и жил, как будто писал черновик», — вспоминает ветеран. – «А, нет, не черновик это был… Казалось так, что все еще впереди, что успею… Не все создано для укрепления боевой готовности кораблей, вышедших на океанские просторы. А главное — это мои сослуживцы, начальники и подчиненные. Помню всех. Где вы? Одних уж нет, а те — далеко, не в Феодосии!».
Сегодня житель ул. Гарнаева вспоминает времена своей службы на полигоне от инженера-испытателя до начальника управления. Былое снова не дает покоя, вспоминает он: «Руководил испытаниями сразу нескольких комплексов одновременно. Людей-испытателей не хватало. Как расставить тех, что есть на все испытательные пуски, погрузки-разгрузки, командировки по флотам и т.д.?»
Ракетные комплексы на испытания предъявляли конструкторские бюро и их заводы, такой себе монолитный исполин как Военно-промышленный комплекс (ВПК) страны. Он и сегодня существует, еще долго будет существовать, пока угроза независимости нашего Отечества будет кем-то подогреваться, оспариваться!
Но сроки испытаний в несколько лет порой «пробуксовывали» в сторону увеличения, конструкторам хотелось упрощенчества в испытаниях: «Верьте», — говорили конструктора и инженеры от ВПК ,- «Комплекс соответствует заданным техническим характеристикам на поражение». А Начальник управления в ответ: «Нет, ни грамма упрощенчества… кота в мешке мне не подсунете… Написано в «Программе испытаний», что ракеты-мишени, низко летящие над морем в сторону корабля с ЗОС — зенитными огневыми средствами — будут 100-процентно сбиваться, значит и будем вам такие запуски мишеней над водой организовывать». И помнится мне, как 35-40 лет назад я был контролером по безопасности от полигона на ракетных катерах, которые запускали мишени на корабль с ЗОС. Что творилось в ночном небе от Керченского пролива до Феодосии, мыса Киик-Атлама! Жители города мирно спали и даже не подозревали, что стартовали мишени, и стартовали им на перехват зенитные ракеты. Задействовались измерительные посты со средствами объективного контроля (СОК). Летевшие еженедельно низко над водой, мишени были поражены зенитными ракетами, но и были непораженные. Разбор огневых экспериментов по полученным документам от СОК: «Почему не была сбита мишень? Разобраться, доложить»,- сказал, как отрезал, начальник управления, старший ведущий по испытаниям от полигона. Ракетный катер отправлялся на перезарядку в Севастополь и снова выходил на боевой курс. На каждую мишень стартовало по две зенитные. Факел мишени… Факела зенитных… И все это в ночном небе. Такие морские баталии были бы холсту Айвазовского под стать.
Сложность массовых огневых экспериментов в море упиралась в бескомпромиссные меры безопасности. Контролер по таким мерам от полигона следил за соблюдением безопасности, и его команда «Стрельба опасна» заканчивалась отбоем запуска мишени, причем безоговорочно.
Александр Петрович уже не совсем хорошо слышит и видит, вдовец, живет с сыном, тоже морским офицером в отставке. Он просил передать всем своим ветеранам-сослуживцам, рабочим и служащим всего самого наилучшего: чтобы жили долго и не обижались на него. Может быть, в то непростое время 60-80-х годов прошлого столетия на кого и прикрикнул, обидел, но это сгоряча и, наверняка, ночью на Командном пункте проведения испытаний, когда нервы напряжены, идут переносы времени начала огневых стрельб по мерам безопасности, по технической неготовности техники на постах и кораблях, а ночь уже заканчивается…

А.П. Семенюк (верхний ряд, третий слева)
Так сильно быть проникнутым идеей качественных испытаний мог только ныне уже 90-летний ветеран военно-морского флота, который даже после увольнения в запас по возрасту остался как бы на боевом посту, а именно – продолжил испытания уже гражданским специалистом в той же части, где и служил! Как тут не вспомнить его прощальный «аккорд», не вспомнить, как старший ведущий от полигона «Песчаная балка» стоял во главе испытаний первого отечественного многоканального зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) «Форт». Ракеты этого комплекса испытывались в период до 1983 г. и потом были приняты на вооружение кораблей 1-го ранга. Впервые старт осуществлялся с корабля из подпалубного погреба вертикально с помощь катапультного устройства. Многоканальность комплекса обеспечивалась использованием многофункциональной РЛС с фазированной антенной решеткой и электронной системой управления лучом. Это позволяло одновременно сопровождать до 12-ти целей, обстреливать шесть и наводиться на каждую из них двумя ракетами.
Пожелать хочу Юбиляру от всех ветеранов полигона, всех-всех, кто знает такого неординарного, беспокойного испытателя морского ракетного оружия, дальнейшего долголетия и здоровья по возрасту, чтобы оно не убавлялось, а прибавлялось воспоминаниями.
Александр Петрович, будьте здоровы! Мы с вами выходим в «ракетную атаку», что разве по ночам, когда снится она, нам всем, феодосийцам, морским испытателям ракетного оружия!
Картины, сцены мельтешили
И мы с тобой, наш друг, забыли,
Что все крупицы нашей были
Когда-нибудь, чрез много лет
Вдруг маяком подарят свет
И вызовут в душе сомненье,
А в сердце сладкое томленье

Н. Михайлов, ветеран полигона «Песчаная балка», сослуживец Юбиляра

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.