Размышления о судьбах города (часть 2)

Почему до сих пор не решается вопрос с бывшим фонтаном Гаевского, на пересечении улиц Греческой и 8 марта? Еще в украинские времена некий гражданин собирался за свои деньги отреставрировать сей фонтан, получил на это разрешение и начал его разбирать, но неожиданно был оштрафован городскими властями за порчу памятника истории. Парадокс в том, что сей памятник не значился в официальном списке таковых. За что оштрафовали и на каком основании – непонятно. Но это полбеды. Ведь проблема с ним не решена по сей день. Так и лежат возле него аккуратными кучками снятые с его обшивки камни, и никому дела нет до этого! Кучки, правда, постепенно уменьшаются. Вероятно, камни растаскиваются для строительных нужд жителями. Проблема с мертвой точки не сдвинулась. В первозданное состояние объект не возвращен и, держу пари, на будущий год не предусмотрено средств в бюджете на его реставрацию.

Недалеко находится ряд других объектов. Один из них – церковь Архангелов Михаила и Гавриила. Это армяно-католический храм 1408 года постройки. Купол церкви оголился, обшивка проржавела и отваливается. Следовательно, внутрь церкви попадает вода и грязь. Рядом с колокольней растут деревья прямо на крыше церкви. Реставрацией либо хотя бы косметическим ремонтом даже и не пахнет! Власти особо не парятся: переложили решение этой проблемы на армянскую общину города и дело с концом! Контроль за объектом никакой не осуществляется. А у армянской общины банально руки не доходят до этой церкви. Они сейчас заняты реставрацией другого объекта – церкви Сурб Саркис на могиле Айвазовского. Да и армян католиков в феодосийской общине либо нет вообще, либо очень мало! Что делать в сложившейся ситуации? Ждать, когда церковь развалится и Феодосия лишится очередной достопримечательности? Я предлагаю передать эту церковь католической общине города Феодосии с обязательным условием, чтобы она была открыта для посещения экскурсионных групп. Думаю, у них найдутся средства для ее реставрации. Да и католики получат хорошую церковь, а не молельный дом, как ныне.

Рядом находятся еще два объекта. Это старая татарская мечеть (бывший продмаг, ныне в находящийся в полуразрушенном состоянии) и будка-фонтан феодосийского водопровода, построенного Айвазовским в 1888 году. Оба объекта требуют немедленной реставрации, но вопрос с ними никак не решается.
Также и генуэзский ров требует реставрации. Его давно пора очистить от мусора, земли, растительности, докопаться до каменной обшивки и поддерживать в нормальном состоянии.

Таким образом, надо установить границы старого города, принять местный акт о старом городе, о том, чтобы облик всех домов, зданий и сооружений не мог изменяться произвольно, а только по спецразрешению. Создать заповедник «Кафа», как филиал музея древностей, в состав которого включить башню Св. Константина с турецким бастионом, Морсад, могилу Айвазовского с церковью Сурб Саркис, церковь Архангелов Михаила и Гавриила, с расположенной напротив мечетью и фонтаном водопровода, гору Митридат с башней Св. Фомы, памятником феодосийким десантникам и восстановить здание бывшего музея древностей, включить в их состав армянский фонтан под горой, мечеть Муфтий Джами, а также территорию цитадели и Святой долины. При этом надо продумать вопросы и принять на перспективу план ликвидации Рыбачьего городка, программу расселения людей в другие районы города, ликвидацию застройки внутри цитадели и расселения людей, перенос горбольницы в другое место, а в освободившихся зданиях создать управление заповедника. Начать переговоры с МО о переносе Котовской части в другое место, а освободившуюся территорию включить в состав заповедника.

Конечно, я отдаю себе отчет, что это все осуществится не сразу, но кое-что можно сделать уже сегодня, например, принять целевую программу развития старого города и создать заповедник. Как говорится, Москва не сразу строилась, и заповедник окончательно сформируется не сразу, но надо когда-то начать!

Александр Шапшалов

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.