В эти дни в соцсетях часто пишут о своих родных, которые воевали в 41-45 гг. У меня воевал прадед, мамин дед, которого призвали в первые дни войны. Второй мамин дед погиб намного раньше — его раскулачили в самом начале 30-х. Ну и расстреляли, естественно. Но мы сегодня не об этом, мы — о войне. Прадед этот, который воевал, умер аккурат, когда мне исполнилось 2 месяца, поэтому о нем и его войне я знаю лишь из рассказов родных. Почему пишу «его войне»? А потому что у каждого война была своя. У него она была горькая и молчаливая. Его война не хвасталась ратными подвигами, а они были — орденов было много, но, как говорит моя бабушка и его дочь, в 1947, вернувшись из Германии, он спрятал их подальше и ни разу не одевал. Куда потом девались — Бог их знает…
Прадед никогда не ходил в школы рассказывать, «как я воевал». Возможно, свой жуткий отпечаток на него наложил плен, — кто знает. Рассказывал, что в лагере для военнопленных он понял, что жизнь — это то, чего он к своим 40 годам совершенно не знал. Фашисты практически не кормили, издевались и заставляли тяжело работать. Свои дрались
за глоток вонючей баланды и убивали друг друга во сне за корку черного сухаря. Прадеда тогда спасла пожилая немка, которая стала каждый день брать его на работу, плакала, кормила и все время объясняла, что он, голубоглазый блондин, очень похож на ее сына, который сейчас воюет где-то в СССР. «Вдруг там его тоже кто-то покормит», — плакала немецкая бабушка.
Смешно, но что-то в этом было. Дочь прадеда, родную сестру моей бабушки, в это же время спас немец. В деревне составляли списки молодых девушек и парней для отправки на работы в Германию. 17-летнюю Олю в списки не внесли, пропустили как-то. Но бдительный староста-односельчанин этот промах заметил и сообщил «куда надо». В тот же вечер к ним домой пришел молодой немецкий солдат и кое-как объяснил, что Олю надо спрятать и сказать всем, что она пропала. Мать спрятала ее в подполе, куда в 30-х прятала съестное. К счастью, именно так Оля спаслась и умерла, дожив до 85-летнего возраста…
Когда внуки залезали деду на колени и упрашивали его рассказать про войну, он отнекивался и шутил, а как внуки стали постарше, говорил: «Там плохо было. Ничего хорошего там нет. Мы совершали подвиги. И я совершал. Я шел на фашиста врукопашную. Я убивал людей. Потому что в спину мне всегда смотрели дула СМЕРШа. И всем смотрели. И ничего хорошего в войне нет». На этом рассказ оканчивался, а глаза прадеда увлажнялись. А если внук приезжал и плакал, что в школе плохая отметка, дед гладил по голове и задумчиво повторял одну и ту же фразу: «Это не плен. Это не плен. Все — ерунда».
Иногда лично я удивлялась этому и думала: а вдруг что-то у прадеда с войной было не так, как у всех? Ну, мало ли… А недавно услышала от одного знакомого: «Мой отец воевал и прошел всю войну. И никогда не рассказывал о войне. Это тяжело — рассказывать, как ты был вынужден убивать».
Я не знаю, у кого какая была война. У всех она была разная, конечно. Кто-то рассказывает о ней много и подробно. Кто-то отделывается несколькими фразами. А кто-то до сих пор молчит. У них война — молчаливая…
Комментарии (36)
RSS свернуть / развернутьОдна из функций Смерша -борьба с дезертирством и членовредительством на фронтах. И если вашему деду они в спину дулами смотрели, то на это были веские причины.
Yevgen
genova
Yevgen
«фашисты практически не кормили его спас немецЯ шёл на фашиста в рукопашную…
Очень прошу объяснить слово — ФАШИСТ
Черногория
genova
Черногория
Взят он был в плен в 1942 году. И отправили его в Германию, но не в лагерь, а в семью немецкого врача в качестве подсобного рабочего по хозяйству. Их пленных-работников было несколько человек, работу была тяжёлой. Но его поразило отношение членов семьи этого немецкого врача к ним. Вполне доброжелательное, и что самое главное, они всегда все(члены семьи и пленные) ели за одним столом. Далее подробности не буду говорить. Короче, в 45-ом их освободили американцы, передали нашим. А Наши ему сказали так: либо идёшь в лагерь, либо на Западную Украину либо воевать с бандеровцами. Конечно, выбрал второе. И потом, после демобилизации
военком города долго его шантажировал, что раскажет о его плене, а взамен отбирал бесплатную путёвку в дом отдыха на лечение, которое еме полагалось.
И отец этой знакомой вспоминал время проведённоё у «плену» у немецкого врача, как одно из лучших в его жизни(по тому как к нему относились).
feint
В отличие от советской, где чем выше у тебя должность, тем больше у тебя доп.паёк.
feint
Yevgen
Yevgen
feint
genova
Вот тут пулеметы смерша и нквд для баранов — жизненная необходимость выживания народа и предоставленная великая честь умереть в бою за будущее своего народа или победить, а не подохнуть в рабстве хуже сабаки. Выбора не оставил не Сталин, а ток кто напал. Сталин великий человек, он спас народ от коммунизма-фашизма, просто чо вы можете понять?, если черное от белого отличить не можете даже по мелочам. А выдаете «авторитетные» суждения по глобальному управлению страной в сложнейшей ситуации.
Yevgen
Одне «рабство» — коричневе, знищували, а інше — червоне, продовжували?
Patriot
Yevgen
Patriot
Yevgen
Посадница
genova
kazak
genova
И между прочим на работах в германии погибло 2,2 млн. советских граждан.
А бюргер был просто с мозгом, понимал что блиц криг провалился и чо как там будет неизвестно, вот и не стал раньше времени собачью будку подготавливать.
Yevgen
genova
Yevgen
Да, и я все жду, когда Вы уже наконец скажете коронную фразу: «Мало мы вас стреляли тогда».
genova
MAKEDONIA
Yevgen
Причем обман и пропаганда конечно более всего действовали на недоразвитые на тот момент национальности: кыргызов, тутар, гуцул и т.д. — несмотря на прямые вказивки, чо все эти бебезяны подлежат стерилизации и утилизации — бебезяны радостно верили в свое светлое будущее под фашистами))) ну как вы — бебизяны верите под юлей.
Yevgen
Доктор Ливси
genova
Гарри
Гарри
Yarmolenko101
Гарри
Yarmolenko101
Гарри
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.