С тех пор, как я в последний раз побывал в монастыре Сурб-Хач, прошло уже больше двадцати лет.
Тогда я ничего не знал об этом месте, и воспринял его как очередные развалины, которых в Крыму немало. Скажу прямо, впечатлений не было, но всё же я до сих пор помню тот день. И вот недавно, выдался случай вновь посетить этот лесной монастырь. К тому же, я слышал, что сейчас там произведена капитальная реставрация, проходят служения в церкви и проводятся экскурсии. Ну, что сказать? Впечатлений масса. Во-первых – от увиденного, во-вторых – от услышанного и, в-третьих, от самой атмосферы, царящей там. Уже сразу, у входа, тебя окутывает какая-то патриархальная тишина и покой. Кладка стен из дикого камня, узкие окна больше похожие на бойницы, древние надписи на стенах, сводчатые потолки и множество крестов, высеченных в камне. Пятна света, пробиваясь сквозь кроны деревьев, создают обстановку таинственности и загадочности. В общем, как говорят, «атмосфера располагает». Теперь решил узнать побольше об этом месте, накопать информации. И вот, что у меня получилось.
Сурб-Хач в переводе
с армянского — Святой Крест. Основан в XIV веке и расположился в густо заросшем лесом ущелье под горой. Достраивался и перестраивался много раз. По красоте пропорций, по мощности и величественности построек Сурб-Хач занимает первое место в Крыму среди памятников армянской архитектуры. Самое первое, (старое) строение, это храм Сурб-Наш, что переводится как церковь Святого Знамения. На куполе храма есть стихотворная надпись, в которой названа дата завершения строительства -1358год. Церковь — это главное сооружение монастыря. Храм выглядит несколько необычно из- за башни в виде призмы, которая вырастает из правого угла притвора (пристроенного немного позже). Эта башня придаёт монастырю сходство со средневековым замком, или крепостью, всегда готовыми закрыться от внешнего мира и держать оборону. Раньше, когда лес не подступал так близко, с этой башни просматривалась часть дороги, ведущей к воротам, а так же Старокрымская долина. Но основное её назначение было мирным — на верху, в стене у окна, до сих пор торчит железный кронштейн, на котором когда-то висел монастырский колокол. В храме и притворе до сегодняшнего дня сохранились фрагменты фресок. А сразу у входа лежат плиты, под которыми тут же, в церкви, хоронили настоятелей монастыря.
Напротив входа в храм, на другой стороне дворика, вымощенного камнем, расположилась трапезная, построенная в XVII веке. Впоследствии (XIX век), был пристроен второй этаж, с гостиничными помещениями. Первый этаж (трапезная) разделён на два зала, в которых находятся камин и большая печь с арочным сводом. Из трапезной ведёт лестница в подвал, где раньше хранились припасы. Сейчас на первом этаже проводится постоянная выставка предметов быта монастырской жизни прошлых веков, есть макет монастыря и другие интересные мелочи. В общем, что-то вроде мини музея. На одной из стен трапезной сохранилась надпись: «Я, Саркис, повар, племянник вардапета Каракоса, служил Святому Кресту четыре года ради спасения души своей, 1211» (по современному летосчислению — 1762год).
Жили монахи в двухэтажном строении, разбитом на кельи (1694 года постройки). Небольшой внутренний дворик, вытянувшийся вдоль притвора, с двух сторон окружают братские кельи. На первом этаже здания находилось восемь помещений со сводчатыми перекрытиями. У келий, расположенных на втором этаже, был выход на открытый балкон, для опоры которого служили деревянные колонки. Сейчас от этих колонок остались круглые, каменные опоры (базы). Стены нижнего этажа братского корпуса прорезаны узкими окнами-бойницами. Такое же оконце над монастырскими воротами, тесными, перекрытыми невысокой аркой. С внутренней стороны (над воротами) было нечто вроде деревянных антресолей, где восседал когда-то привратник или сторож, придирчиво оглядывая всякого, кто постучался бы в неурочный час.
Чем жил монастырь? Что умели монахи? Во-первых, конечно, праздничные и ежедневные богослужения. Во-вторых, монастырь Святого Креста окружен был террасами садов. Сотни корзин яблок, слив собирали монахи в свои подвалы. Река рядом с монастырем давала рыбу. Лес давал грибы, дичь. В самом монастыре работали мастера-переплетчики. В Ереване в Институте древних рукописей (Матенадаран) сохранилось несколько книг с миниатюрами, созданных в монастыре. Глиняные трубки, сделанные руками монахов, наверное, еще хранятся во многих старокрымских домах. Долгое время в монастыре действовала школа, в которой детей обучали искусству миниатюры, рукописному делу, философии, риторике, арифметике, грамматике, географии. Из Армении приезжали на многие годы преподавать поэты и известные мастера миниатюры.
Выходя из ворот, сразу замечаешь отдельно стоящее, одноэтажное здание. Это монастырская гостиница. Ее построили во второй половине XIX века, когда монастырь стало посещать гораздо больше богомольцев. Гостиница находится на террасе, окружённой подпорной стенкой. В 40-х годах XX века гостиница была разрушена, позже, в 80-х годах, ее восстановили на основе сохранившегося фундамента. Ниже гостиницы спускаются по оврагу ещё четыре террасы с бутовыми подпорными стенами. На верхней и самой узкой из них под плоской неглубокой аркой из тесаных камней, расположился фонтан конца XVIII — начала XIX веков. Другой фонтан — нижний — устроен в углу садовой террасы (третьей, считая сверху) и питается водой из того же родника. Фонтан богато и затейливо украшен. Сейчас есть ещё отдельная терраса, расположенная выше остальных, у самого леса. Она специально обустроена для отдыха многочисленных посетителей. Длинные столы и скамейки укрыты в тени деревьев, нависающих над ними. Рядом с мангалами сложены поленницы дров, везде образцовая чистота. Идеальное место для отдыха. Вообще, многочисленные террасы создают атмосферу сказочного восточного сада. Куда не посмотришь – взгляд упирается в стену леса, ограничивающего обзор. Поэтому всё внимание посетителя невольно возвращается к монастырю и террасам, как к оазису в пустыне. Глядя на монументальность строений и ухоженность территории, кажется, что так было всегда. Это не так. Были времена расцвета и запустения. Например, когда в XVIII веке здесь ещё находился Епархиальный престол, его влияние распространялось до Балканского полуострова и Молдавии. А в 20-х годах XX века, рассказывают очевидцы, все книги были сожжены, монастырь разграблен, монахи частью убиты, частью разогнаны. Запустение и варварство надолго воцарились здесь.
В конце лета 1992 года Армянской академией наук в Крым была направлена археолог, кандидат исторических наук Френа Суреновна Бабаян. Одна, без денег и помощников. Задание у нее было фантастическое: очистить Сурб-Хач от многолетних слоев мусора, подготовить к серьезным работам, которые должны были начаться летом 1993 года.
Сначала ей помогали только трое: старик-армянин из Старого Крыма и его дочки. Потом пришло еще несколько человек, и началась расчистка «авгиевых конюшен». Вырубали кусты двухметровой крапивы, выносили сотни ведер земли, насыпанной реставраторами огромными холмами во дворе, трапезной, кельях. Приходили и уходили туристы. Кто-то помогал, кто-то просто наблюдал, рассуждая, что здесь работ еще лет на десять. С тех пор прошло уже больше двадцати лет. Сегодняшний Сурб-Хач уже может показать себя с самой лучшей стороны. Но всё же любой посетитель при желании может внести и свой вклад в восстановление этого памятника духовности и культуры.
Остановите свой взор на многочисленных крестах, в изобилии вырезанных на белокаменных стенах внутри храма. Такие кресты называются в Армении хачкар (по-русски – каменный крест). Рельефное изображение «процветшего» креста — древняя традиция армянского народа. Хачкар заказывали мастеру-камнерезу по случаю какого-то важного события в жизни человека. О чем, о ком рассказывают кресты на стенах Сурб-Хач? Этих людей давно нет, и исчезли их могилы, но одушевленные камни до сих пор излучают тепло сердец, бившихся некогда в этом храме…
Там красота возведена в закон,
Там красота не в бархате и злате,
Там каждый звук — кристально чистый тон,
Там дирижер — светило на закате.
Комментарии (8)
RSS свернуть / развернутьJoker
Vyacheslav K
Господин
Vyacheslav K
Гарри
Vyacheslav K
leleko
Vyacheslav K
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.