Похоже, в последние месяцы и представители континентальной России, и наши земляки поняли, что Феодосия, как курорт, если и перспективна, то в самом далеком будущем. Стать же привлекательным туристическим центром она сможет, если только соответствующие культурно-административно-хозяйственные службы в отношении наших достопримечательностей перейдут от слов к делу, а рядовая общественность прекратит использовать эти достопримечательности в качестве отхожих мест и свалок мусора. Видимо поэтому-то на первый план снова вышли предприятия оборонного комплекса. В достаточной степени это подтверждает посещение Феодосии двумя, более чем представительными делегациями Военно-промышленной комиссии под руководством О.И. Бочкарева-заместителя вице-премьера Д.О.Рогозина и Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина, Объединенной ракетно-космической корпораци, РКК «Энергия» и НИИ парашютостроения под общим руководством летчика-космонавта РФ, генерал-лейтенанта, Героя России В.В. Циблиева.
Если честно, то впечатления делегаций от каждого увиденного предприятия отличались друг от друга, как день
и ночь. На некоторых из них фильм «Сталкер-2» можно снимать без всяких декораций (от уточнения предприятий воздержусь, хотя бы потому, что надежда умирает последней), но были и такие, с которых высокие гости, до тонкостей знающие все особенности ОПК и понимающие сложность положения феодосийских оборонщиков, уезжали, благодаря руководителей за сохраненную матчасть, документацию и работающие коллективы (НИИ АУС, КТБ «Судокомпозит»).
Тем не менее, общее впечатление свидетельствовало: решение Правительства, решение Президента о возрождении в Феодосии предприятий ОПК верное и отвечает требованиям времени. Впрочем, определенный для Феодосии путь развития, как и любая улица, оказался полным неожиданностей.
В процессе изучения феодосийского региона, специалисты российской ракетно-космической отрасли пришли к выводу, что Двуякорная бухта и расположенный там завод «Гидроприбор» (ныне ГУП РК «Бухта Двуякорная») почти идеально подходят для морских испытаний новых видов космических аппаратов, что 28 апреля и было зафиксировано в совместном протоколе, подписанном с администрацией Феодосии. Но, по какому-то роковому совпадению, в тот же день Совмин Крыма принял решение о создании на базе ГУП РК «Бухта Двуякорная» предприятия по ремонту армейской техники. Представить, как эта армейская техника без железнодорожного сообщения с поселком Орджоникидзе будет доставляться к месту работ, да так, чтобы дорога на поселок за месяц не превратилась в полосу препятствий для танкового биатлона, у автора, в отличие от сотрудников Совмина, не хватает фантазии. Заводчане, для которых морская ракетно-космическая тематика по роду их прежней занятости оказалась бы куда ближе, чем все пушки, гаубицы, БМП, БМД и БТРы вместе взятые, с которыми вообще не проводилось никаких предварительных консультаций, узнавшие о решении Симферополя из «интернета», пришли буквально в ужас. И, скорее всего, для этого у них есть повод.
Как бы ни показалось странным, но в состояние близкое к ужасу впали, теперь уже и на другой стороне Феодосийского залива, некоторые работники завода «Море», причем и те, кто в сложившейся там ситуации должны бы только радоваться за завод. Но, караул! На завод пришел частный инвестор, за которым кое-кому сразу привиделся призрак Чубайса, скупленных ваучеров, банкротства и прочих прелестей разбойной приватизации «лихих 90-ых».
Сейчас у кого-то явно засвербит обвинить меня в низкопоклонстве перед Западом, но не могу не вспомнить, как весной 1977-го года мы по работе попали в Севастополе в док государственного, разумеется, завода, где ремонтировалась одна из феодосийских «Кефалей» (подводная лодка-цель, командир кап-2 Овчинников). По палубе дока ясным днем нельзя было пройти без очевидного риска свалиться, сломав шею, в открытый люк, поскользнуться на разлитой кем-то солярке, либо, с теми же последствиями, запутаться в бухте ржавого троса. И как потом, в 1978 году, после столкновения с нашим НИС явно недружественного к нам сухогруза тогдашней ФРГ, оказавшись в доке судоремонтного завода в Дании, мы поражались, что по нему можно было и днем, и ночью бегать хоть с закрытыми глазами, безо всякого намека даже на возможность набить шишку о торчащую, где не надо, железяку. И, уж тем более, для нас, из СССР, казалось диким, что в узловых точках завода находились телефоны, по которым любой мог сообщить о замеченных нарушениях техники безопасности, и в тот же день получить за это весомое денежное вознаграждение. Полагаю, все, ус певшие хоть месяц поработать на государственных заводах, знают, что было с теми, кто имел глупость указывать начальству на нарушения ТБ. Полагаю, столь же лишне уточнять, что датский судоремонтный завод находился в, страшно подумать, частной собственности. Тамошние же условия труда, сроки и качество ремонта с бонусом в виде очистки и окраски подводной части судна вообще оказались за гранью наших представлений. Так мы, хорошо знакомые с социалистической системой хозяйствования, где «все вокруг народное, все вокруг мое», а на практике ничье, где дурь, расхлябанность и ежемесячная штурмовщина всеми считались нормой, выяснили для себя, как может быть, когда у предприятия есть хозяин, заботящийся и о работающих, и о своей репутации.
Но на заводе «Море» приход такого хозяина-частного инвестора ООО «Каффа-Порт» в качестве доверительного управляющего у некоторых вызывает чуть ли не истерику: украдут, разорят, по ветру пустят! Не надо лукавить. Как говорил один небезызвестный персонаж, все украдено уже до нас. Частный инвестор, работающий на Министерство обороны и под его контролем, может лишь насытить предприятие новыми заказами, современным оборудованием и технологиями и, разумеется, новыми рабочими местами. Необходимый для этого опыт у инвестора имеется. И понять, к чему на «Море» пытаются организовать некое протестное движение так же трудно, как понять, каким образом танки станут попадать на «Гидроприбор».
Разумеется, подъем «Моря», как целостного имущественного комплекса, задача по нынешним временам не только сиюминутно не выполнимая, но исходя из нынешних тенденций структурирования производств, организации техпроцессов и расчетов себестоимости не целесообразная. Выделять же наиболее пригодные к полномасштабному восстановлению блоки, те, где вскоре смогут строить корабли и суда для Черноморского флота, а именно такое задание на самом высшем государственном уровне получило руководство инвестора, надо было еще вчера. При дальнейшем бездействии не понадобится много времени, чтобы «Море» окончательно превратилось в склады Бог знает чего и чьего, в пустующие, в тысячи квадратных метров, площади, с выбитыми окнами и текущими потолками, где уже нельзя будет отыскать ни одного токаря, радиомонтажника или судосборщика.
Понять людей, двадцать с лишним лет ливших слезы по нормальным инвесторам, моливших об их приходе последовательно Кучму, Ющенко и Януковича, связывающих такой приход с возвращением в Россию, а теперь пытающихся преподнести наконец-то появившихся инвесторов чуть не в облике врага рода человеческого с хвостом, рогами и дымом из пасти, невозможно. Разве что предположить, что сами эти люди, вольно, или невольно, стали врагами собственного коллектива, загоняя его в тупик.
В одной из предыдущих статей автор писал о необходимости создания моста между населением и властью. Не стану утверждать, что этот посыл до конца осмыслен городским руководством, есть примеры совершенно противоположного свойства. Однако феодосийцы, я слышал от многих, такое мнение и приняли, и поддержали. Сейчас что-то, или кто-то мешает строить мост взаимопонимания между коллективом завода «Море» и инвестором. Но, даже если такой мост кому-то невыгоден, строить его все равно надо.
Владимир Бельский
Комментарии (2)
RSS свернуть / развернутьНикогда!
В советские времена — полузакрытый, военный город, всего два санатория и никакой курортной инфраструктуры.
После развала СССР, Украина хоть что нибудь сделала для развития курорта?
Абсолютно ничего, кроме установления в центре тошнотворных точек по продаже китайского барахла и застройки всей береговой зоны такими же тошнотворными забегаловками.
И что вы хотите, чтобы сейчас? за год-два Феодосия вдруг станет курортом?
На это уйдут годы, может быть десятилетия, ибо всё находится в очень запущенном состоянии. И найглавнейшая проблема сейчас — это строительство транспортной инфраструктуры, без которой невозможны никакие другие реформы в этой области.
Qwert Yuiop
Он ратует за Фео как военный некурорт в руках частных инвесторов.
Примеры 28- летней давности не уместны. Прокатился бы он по российским судостроительным ФГУ в Северодвинске, Питере или на Востоке. Приблизился бы к реалиям.
Видимо продолжает освещать генеральную линию местной власти: курорта не будет, поэтому надо зарабатывать на военных.
Каперанг
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.