А правда, куда? Вроде получили, то чего так страстно хотели: свободы и демократии, но опять недовольны, с горькой начинкой оказалась конфетка в яркой обертке. Создается впечатление, что демократия противопоказана постсоветскому человеку, который творчески и эффективно работает лишь в условиях советской системы, а предоставленный сам себе лишь бездумно разрушает созданное прежде.
Многие ассоциировали демократию, как цель, дескать, вот когда у нас наступят демократические преобразования, мы заживем, как на западе: свободно и счастливо. Но демократия, на самом деле, не что иное, как политический инструмент управления обществом.
Запад учился пользоваться этим инструментом (демократией) несколько столетий и научился сравнительно недавно. Но на постсоветском пространстве не без помощи безответственной интеллигенции, которая поманила народ конфеткой в яркой обертке да и бросила на произвол судьбы, идеи демократии в 1990-х годах оказались подорванными.
Народ, привыкший за столетия быть ведомым (то царем-батюшкой, то партией, то Советской властью), вновь, по привычке, уцепился за «спасителей». Но оказалось, что «спасители» все затевали ради себя, во имя своих интересов и место народа, по их замыслам – где-то там… там, где надо работать, работать и еще раз, работать для блага своих спасителей-идеологов.
А может ли быть у такого общества другая цель? Да, может. Это – развитие. Причем, развитие не только элиты, но и народа. Иначе произойдет весьма скорое вырождение той же элиты, т.к. эта группа сравнительно невелика, по сравнению с массой народа. Народ – вот неиссякаемый источник жизни любого общества. Человечество выжило благодаря уму, который обеспечил ему доминирующее положение на планете. Куда движется человечество? К глубочайшему кризису.
Этот кризис с полной очевидностью виден в развитых странах во всех сферах — в образовании, культуре, науке, идеологии. Он виден и на постсоветском пространстве. Кризис выражается во все более остром несоответствии между механизмами управления и фундаментальными целями общества, иначе говоря, между базисом и надстройкой. Этот кризис представляется много тревожнее энергетической, экологической или климатической ситуации.
Наступил общий кризис моральных ценностей, которыми человек жил тысячелетиями. Теперь они не занимают доминирующее место в умах людей и общества вцелом. Приоритет за материальными ценностями. А элита озабочена поисками национальной идеи, хотя она — очевидна – возврат к приоритету моральных ценностей. Вспоминается высказывание В. О. Ключевского:
«Политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной».
Комментарии (11)
RSS свернуть / развернутьОн, Марика, наступил еще в 1917-м. Резко и навсегда. Остальное, что мы видим, это закономерные плоды.
Bred
marika
Bred
marika
ser_fin
Bred
ser_fin
marika
ser_fin
marika
Squirrel
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.