Уважаемые читатели! Старожилы с. Маковское (бывший «Асанбай греческий») Журавского с/с и с. Изобильное (бывший «Асанбай татарский») Первомайского с/с Кировского района решили установить общую стену Памяти односельчанам, погибшим в годы ВОВ (1941-1945). Лучшим местом была выбрана площадка возле братской могилы воинов Феодосийского десанта, погибших 13 января 1942 года на территории с. Изобильное. Что же произошло в те далекие годы?
13 января 1942 года наши батальоны 236-й и 157-й стрелковой дивизии рано утром начали выдвигаться на первые позиции для планируемого наступления. Была низкая облачность. Наша авиация не вылетала. Но немцы, впервые не бомбя Феодосию, на 100-метровой высоте нанесли штормовые удары по селам: Первомайское, Садовое, Изобильное, Видное, Петровка, Тамбовка.
В Маковке были убиты и разорваны на куски 15 воинов. Их останки в 1971 году перезахоронили на территории с. Журавки. На территории с. Изобильное погибли 12 воинов. Их останки не перезахоронили. Первому военкому района — старшему лейтенанту Куканову – удалось установить имена лишь 3-х воинов из 27. Создание мемориала приостановилось из-за противодействия «пятой колонны», существование которой озвучил не так давно Президент В. В. Путин в ежегодном общении с гражданами России.
Воистину, страна и власть меняется, а люди остаются.
Предлагаем читателям один из очерков второго тома Книги Памяти Восточного Крыма, написание которого мы закончили 7 августа 2016 года. Надеемся, что имена героев будут тоже занесены на стену Памяти. Тем более, возможно, один из них – бывший житель нынешней территории Первомайского с/с Кировского района. Надеемся и на то, что откликнутся потомки павших за Родину воинов.
В. Ширшов, краевед ВОВ Восточного Крыма, дипломант СНГ 2006 г. по результатам военно-поисковой работы в Крыму, почетный гражданин Кировского района
Они погибли за Родину
В ноябре 1943 года на восточный берег Крыма, в районе поселка Эльтиген, под командованием полковника Гладкова высадился десант в составе 318 стрелковой дивизии и двух батальонов морской пехоты. На «Огненной земле» разгорелась жестокая битва. Десанту нужна была помощь, и ее оказали штурмовики под командованием Героя Советского Союза подполковника Емельянова.
В статье «Десант» «Комсомольская правда» от 12 января 1943 года писала: «Ожесточенная борьба на крымской земле все разгорается… Немцы трижды контратаковали наш левый край. Они вводили в бой пехоту, танки. Третья контратака началась перед вечером. Опять немцы ничего не добились. Артиллерия Тамани и наши штурмовики даже не подпустили немцев к рубежу, занятому морскими десантниками. В этот день наши летчики работали без устали, помогая десанту. С аэродрома непрерывно взлетали самолеты. Капитан Карлов с восьмеркой «Ильюшиных» сделал за день четыре боевых вылета. Молодой, плечистый и очень подвижный, с белым хохолком, выглядывающим из-под шлема».
Таким запомнился Юрий Карлов тем, кто знал его раньше. В Крыму он вырос, работал механиком в одном из совхозов в районе Старого Крыма. Здесь полюбил Валентину – работника райкома комсомола, впоследствии ставшую другом жизни. Здесь, в Крыму, в дни оккупации находились его мать и отец.
В боях за Сталинград Карлов стал мастером штурмовых ударов по войскам противника. Участвовал в штурмовом ночном налете на вражеский аэродром в районе Сальска, где немцы сосредоточили около 400 самолетов, стремясь создать, так называемый, «воздушный мост» для окруженной фашистской армии. Наша шестерка, как подтвердили очевидцы, работавшие в этот день на Сальском аэродроме, уничтожили 72 самолета противника. Летчик Карлов сбил и уничтожил девять самолетов врага. Он сражался за Кубань, наконец, за родной Крым.
Немцы следили за Карловым. В последнем бою, 21 января 1944 года, в районе Багерово на самолет Карлова навалились сразу четыре немецких истребителя. На борту штурмовика в качестве воздушного стрелка был майор Иван Сальников. Они смело отбивали атаки. Но в нервном бою самолет Карлова был подбит.
Капитан посадил горящий самолет, и два коммуниста начли пробираться к своим. Поисковая группа немцев не обнаружила у горящего самолета летчиков.
Далее события развивались следующим образом.
Бывший зам. командира 622 штурмового авиационного полка полковник А. Голубев в 1959 г. предпринял поиск судьбы боевых товарищей. На статью в газете «Победа» за 1961 г. (№ 22) откликнулся житель Феодосии Кемпа Георгий Францевич. Он дал общий ориентир офицеру, но не смог указать деревню и фамилию хозяйки. Лишь в 2006 году автору этого очерка удалось разыскать свидетельницу этих событий. Ею оказалась Мосол Мария. Вот, что она рассказала и подтвердила: «В 1941 г. я проживала в деревне Сейт-Эли (Журавки), но из-за боевых действий в конце 1941 г. переехала жить в деревня Асанбай греческий (Маковское). В доме была явка разведки Муратова К. Б. домик стоял на окраине деревни на Розальевку (Видное). В деревне хозяйничали мои дальние родичи – староста Романенко и его сын-полицай. Юго-восточнее деревни немцы организовали мясо-молочную ферму, где работали под охраной офицеры-военнопленные. В конце января 1944г., поздно вечером, ко мне в дом зашли два летчика. Один в коричневом летном реглане, среднего роста, плечистый и второй – высокий, с черными волосами, в темной шинели. Они попросили поесть. Я их накормила. Они сказали: «Сестра, нам нужно два часа поспать и мы уйдем». Потом они, не спрашивая дорогу, пошли в обход фермы на юг, в партизанский лес. В метрах 500-600 от деревни их обнаружил немецкий патруль. Они отстреливались, как могли, имея только пистолеты. Немцы тоже понесли потери. Через некоторое время в дом зашли «родичи» и сообщили, что за деревней убили двух офицеров-летчиков. Напились самогона и легли спать. Утром я пошла с ними на место боя, где их похоронили в авиаворонке. Но прежде, я увидела два раздетых изувеченных трупа и опознала в них тех офицеров, которые ушли от меня искать партизан».
Теперь мы можем подтвердить, что это были капитан Карлов и майор Сальников.
Прошло много лет. многие поиски затягиваются на десятилетия. Поисковая работа – это тяжкий многолетний труд, сопряженный со многими неприятностями. К сожалению, правда у каждого своя, а истина едина. А путь к ней тернистый. 55 лет назад жена и трое детей капитана Ю. Карлова проживали в Симферополе. Потомки могут гордиться своим героическим предком, не склонившим головы перед врагом.
Мы, следопыты ВОВ 1941-1945 гг., никогда не говорим: «Никто не забыт и ничто не забыто», потому что остаются забытыми еще сотни тысяч павших на полях сражений и вычеркнутыми из истории подвиги очень многих истинных героев Отечества.
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.