А все ли феодосийцы феодосийцы?
Вопрос, вызванный комментарием Марики не случаен для меня и для многих других, кого я знаю в Феодосии, кто живёт здесь долгие годы.
Но, сначала исполняю просьбу Марики, и немного о себе. Даже больше, чем она хочет.
Мой дед приехал в Феодосию из Одессы в 1894 году на строительство порта, да так здесь и остался. Он рассказывал мне, что Горький, в чью честь названа улица в Феодосии, ни дня на самом деле на строительстве порта не работал. Его не взяли по состоянию здоровья. Горький на строительстве порта- одна из феодосийских легенд.
Сначала семья деда, в 1900 году он женился на феодосийской девушке, как раньше говорили, «снимала угол» на Карантине, потом перебрались поближе к центру, а когда сдавали дома на Горького, мой отец, он стал военным, получил там квартиру, где я и живу, за исключением службы на Тихоокеанском флоте, учёбы в ленинградской «корабелке» и после семи лет работы в Зеленодольске под Нижним Новгородом. Вернулся в Феодосию и работал на предприятиях ВПК, с 2009 года пенсионер. Дочь с мужем и своими детьми тоже живут в Феодосии, поэтому я часто и хожу к ним в гости к «чулочке». Они меня к компьютеру и приобщили.
Теперь конкретно к комментарию Марики.
По моему глубокому убеждению, во многом беда Феодосии в том, как складывалось её население за обозримое прошлое-после войны.Предлагаю выдержку из ставшей мне известной несколько лет назад аналитической записки «К некоторым аспектам социально-политической ситуации в АР Крым на 1 января 2005 года», подготовленной аналитической группой из Севастополя по заказу одной из правительственных структур Украины..
Вот полный текст раздела «Демографическо-социальная структура Крыма».
«Формирование современной демографической структуры Крыма следует рассматривать начиная с 1944 года, года освобождения Крыма от оккупации и высылки крымских татар. Нет необходимости говорить и о тех крымчанах, семьи которых переселялись в Крым на протяжении 18-го, 19-го и начала 20-го веков, преимущественно из Южной и Центральной Украины, т.к. за многие годы произошла их ассимиляция в многонациональный по тем временам Крым. Поэтому, как-то обособлять эту часть населения и её роль в современном Крыму нецелесообразно. Более того, результатом этой ассимиляции и, в значительной степени, советской пропаганды стало восприятие выходцами из Украины взглядов более поздних мигрантов из России на исторические и социальные ценности Крыма.
Максимальное количество переселенцев прибыло в Крым в 1946-1953 годах. Это была практически чисто российская волна из Воронежской, Курской, Орловской, и других областей Центральной России. Миграционные процессы шли в обоих направлениях. Некоторая часть переселенцев, попав в абсолютно незнакомую, во многом чуждую им среду, как по климатическим условиям, так и по задачам сельского хозяйства, которое они должны были развивать после высылки крымских татар, возвращалась обратно.Другая часть осела в городах, заселяя их окраины и занимаясь неквалифицированным трудом. Именно эта группа населения и их потомки доминируют сейчас в сельской местности Крыма и, в некоторой степени, в городах. Им обязан Крым не только элементарной люмпенизацией, но и наполнением его российской идеей, причём, на том же уровне люмпенизации.
К третьей, последней, переселенческой волне можно отнести миграционные процессы, связанные с созданием в послевоенном Крыму крупных промышленных предприятий (города Армянск, Красноперекопск, Керчь) и объектов Министерств обороны СССР и военно-промышленного комплекса (Севастополь, Феодосия). Расширение сферы ВПК и военного потенциала (ВМФ, ВВС, ПВО, хранилища ядерных боеприпасов), вызвало приток в Крым офицерского корпуса, огромного количества квалифицированных инженерно-технических кадров, образования высших учебных заведений (Севастопольский приборостроительный институт).
В подавляющем большинстве военные и гражданские специалисты прибывали из РСФСР. В Крыму заново возникла техническая, научная и творческая интеллигенция, ориентированная на Россию, считающая её своим подлинным домом, и на протяжении более 50-ти лет представляющая её интересы в самых различных аспектах социально-политической, экономической и культурной жизни».
На мой взгляд, эта выдержка из аналитической записки предельно точно характеризует состояние дел и в Феодосии: город достаточно плотно заселён людьми, которые до сих пор весьма относительно считают его своей малой родиной. В прошлом году то ли журналисты «Кафы», то ли местного телевидения, опрашивали жителей Феодосии, как они относятся к разрушению памятников истории. Большинству оказалось всё равно. Вот так.
Когда мы жили по принципу «Мой адрес-не дом и не улица, мой адрес-Советский Союз», недавно я, по-моему, об этом и в «Кафе» читал, большинство людей рассматривали места, куда попадали работать, как свои родные, и так же к ним относились. Так было у нас в Зеленодольске, где работали и москвичи, и местные, и с Дальнего Востока, и с Украины. Сейчас всё в корне изменилось. И если люди куда-то переезжают, и те кто переехал несколько раньше, но условия-то уже другие, прежде всего думают о своей личной выгоде. Понятие Родины практически исчезло.И что, Феодосия исключение?
И к руководству городами в силу их пронырливости, умению чувствовать коньюктуру, и многим ещё не самым лучшим качествам, чаще всего приходят группы именно этих, далеко не самых лучших людей. Одни из них, прибыв на работу в новый город, тут же обкладывают данью своих замов, а те вынуждены собирать дань с нижестоящих и предпринимателей, другие гребут лопатой за то, что закрывают глаза на нарушения законодательства, третьих поддерживают на плаву приобретённые ранее высокие покровители.
За примерами далеко ходить не надо.
Ещё до первых своих выборов Бартенев, будучи в качестве кандидата, на заводе «Море» говорил, что он возьмёт в свою команду только достойных, называл действительно известные и уважаемые в Феодосии фамилии. И где эти люди? И кто сейчас рядом с ним?
Марика пишет, что все знают, откуда приехали наши городские руководители. Но, тогда она наверное, должна знать и про их «подвиги» уже здесь в Феодосии.Так что, кроме записи в паспорте о том, что они граждане Украини, на территории которой по дикой иронии судьбы оказалась Феодосия, и прописаны в Феодосии, их с нашим городом ничто не роднит. Они для Феодосии и настоящих феодосийцев «Иваны не помнящие родства», без роду, без племени, не знающие город, не понимающие его, а поэтому могут любить его только через призму как бы чего с него ещё вытянуть.Если посмотреть, кто из руководителей города что и за какие деньги покупает и строит, думаю, заявлять, что они настоящие феодосийцы, охота отпадёт быстро.
Хуже другое. Чуть ли не треть нынешнего населения Феодосии тоже не видит здесь свою малую родину, а потому её судьба и для них во многом безразлична.Это они голосуют за кандиатов во власть, бывших напёрсточников, не умом, а покупаясь пустыми обещаниями русского языка, моста через пролив, «покращенням життя вже сьогодня». А потом собирают митинги у памятника Назукина и клеймят очередной антинародный режим. Я был на последнем митинге 24 сентября и очень пожалел, что не взял из дому листовку, в которой коммунисты призывали голосовать за Януковича-спасителя Отечества.
В то же время они прекрасно видят, что город давно пущен на дерибан, что власть живёт поборами с предпринимателей, мой зять тому примером, взятками и откатами, и свинство в городе-для кого-то своеобразный протест. Я как-то сделал замечание одному такому, по ленившемуся нести мусор до помойки, а он мне ответил: «Это не мой город. Это Майора город. Вот пусть он его и пид… сит». Нормально, да?
Несколько раз я подолгу был в Бельгии и в Германии. Поражала даже не чистота, не порядок во всём, поражало то, что люди ставят в пример своих мэров, глав муниципалитетов, шефов полиции. И эти должностные лица, как правило, оказывались уроженцами тех городов и посёлков, которыми управляли. А какой пример могут дать наши руководители? Смешно.
Несколько дней назад «Кафа» написала о жительнице Феодосии Анищенко, которая развела прекрасный сад с тыльной стороны дома 18 по Советской. В доме 16 живёт мой старинный друг, вместе учились в «корабелке», потом он оказался в Феодосии на заводе «Море», я хорошо знаю этот квартал. Там, конечно, не столь сад, сколь с выдумками и необычно, творчески оформленная клумба на бывшем пустыре. А рядом, в доме 14 по Советской, мне сказали, живёт секретарь горсовета Щепетков. Вокруг дома свалка. Вот и пример. Четырёхэтажный «эллинг» Авруцкого-другой пример. Скупка коммунального имущества семьёй мэра-третий. Думаю хватит.
Вот поэтому я никогда не «брошу камень» в того, кто говорит:«А это не мой город. Это Майора город. Вот пусть он его и пид… сит».
И конечно же, все эти «хозяева» Феодосии из Ивано-Франковской, Луганской и Тамбовской областей ведут себя так, потому что мы им позволяем, и мы их «избираем». А тех, кто пытается протестовать, при молчании массы феодосийских «ягнят», они просто душат. Это я про Общественную палату. Да, не все там были кристальные и святые. Но в большинстве своём настоящие патриоты Феодосии. Я не знаю, кто из них родился здесь, кто приехал сюда взрослым, но они по настоящему любили, ошибаюсь, любят наш город, хотят ему добра и процветания.И, главное, судя по их выступлениям в печати и на телевидении, когда им ещё не заткнули рот, знают, что для этого надо делать.
И из той же оперы.Посмотрите на городские СМИ. Ну, про «Победу» говорить нечего. Что можно ожидать от «органа» горсовета, если мэр «возит» редактора, нормальную в общем молодую женщину, жизнь у которой можно сказать ещё только началась, физиономией по столу за то, что его мэрскую физиономию напечатали не на первой, а на второй странице? Какой урок она вынесет от своего шефа? Она либо сломается, либо до удобного времени будет держать камень за пазухой. «Теряет зубы» «Кафа», «Провинция» давно превратилась в печатное агенство торговли недвижимостью и интернетовского компилятора, а местное телевидение «Визит», видно хорошо платят, то того «зализало» мэра, что впору вспомнить Мишу Ветрова, который Шайдерова обозвал «Солнцем власти», а Бартенева «потомком Пересвета». Я не за то, чтобы хаять всё, происходящее в Феодосии. Но, когда со всех сторон одна «аллилуйя» власти, власть думает, что она святее всех римских пап вместе взятых, а вокруг одно быдло, удел которого обслуживать эту власть и лизать ей пятки. Поэтому власть и душит любое инакомыслие.И, как только вместе собираются нормальные люди, не лгущие на каждом шагу, не рассказывающие сказки про лучшую жизнь для детей и внуков, их тут же стараются разделить, скомпрометировать, разогнать любыми, пусть даже и самыми бесчестными способами.
Поэтому сейчас добиться чего либо существенного в нашей, богом сданной, Феодосии, не просто невероятно трудно-невозможно.И если Марике так по сердцу выражение»: неча на зеркало пенять, коли рожа крива», когда она говорит о негативной роли простых горожан в жизни Феодосии, пусть она и возглавит движение за подлинное, а не лукаво-лживое возрождение города. Вот тогда мы и на неё поглядим, кто она-феодосийка, или же такой же никчемный трепач, как Дима Щепетков, или работающий на благо своих детей и внуков мэр.
Конечно, пройдут годы, даст Бог, вырастут настоящие феодосийцы, поймут, кто они и, что только от них зависит, как им жить, а руководить Феодосией станут люди, рождённые в Феодосии, знающие и любящие тут каждый камень и каждый куст, если, правда, последние кусты не изведут нынешние властители, и вот тогда что-то наверняка изменится. Или, если масса протестного населения перевалит за критическую, и события развернутся в ином направлении.
А пока жить нам среди «генделиков», фестивалей, после которых вся привокзальная площадь залита дешёвым портвейном, и с улыбающимся с билл-бордов мэром.
Комментарии (7)
RSS свернуть / развернутьА сейчас, едеш до Фео… степь… вызженная степь и разруха, даже страшно становится. Стоят дома пустые, как — будто война…
Кстати, многие в войну из-за эвакуации попали в другие места из Фео, как, например, моя бабушка, но могие и вернулись, если это не касалось политики ( иностранцев, а к тому же дворян не очень-то жаловали нигде).
Поэтому все боялись и молчали…
coronelli
coronelli
coronelli
marika
Мне как и вам горько смотреть на то, что сделали эти «Иваны не помнящие родства» с городом его исторической частью. Горько смотреть как по ул. Федько засохли почти все с помпой посаженные туи, как с треском провалилась затея с генпланом города, как весь город завесили бигбордами с «любящим» детей и Феодосию, улыбающимся «от покращення житьтя» мером. А чего стоит фортель с субботниками по четвергам. Особенно умиляет до слез обоснование сего градоначальнического перла — «экономия бюджетных средств выделяемых на уборку территории города». Может скоро горожане увидят своего майора, приемником исторического вождя, с огромным бревном на плече благо богатырские зачатки «потомка Пересвета», и «героя Украины» налицо. Грустно и смешно…
Но вы правы в том, что скоро вырастет молодое поколение коренных Феодосийцев знающих и любящих тут каждый камень.Возродиться общественная палата, избавившись от продажных и трусливых «руководителей» благодаря которым, мэру удалось завалить, необходимое как свежий воздух для больного, полезное начинание. И то, что мы не молчим, и делимся, пусть пока в блогах, своими идущими от сердца мыслями и болью, является хорошим заделом на будущее. Извините за высокопарность.
Boris
Witness! Продолжайте печатать, это поможет городу!
Борис, давно не читал Ваших комментарий. Вас очень приятно и слушать, и читать!!! НЕЛЬЗЯ ОТДАВАТЬ НАШ ГОРОД БАНДИТАМ!!! Пусть пока только пером…!!!
Aleks
Boris
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.