Мы губим свою планету в угоду собственной лени, пофигизму, жору, жажды «хлеба и зрелищ», богатства и власти. Осваиваем Вселенную, летаем к далеким планетам, а на своей порядка навести не можем, загаживая даже космос. Не способны спасти Землю от созданных человеком «абракадабр» в вооружении, науке, химии, биологии. С трудом верится, что мы – разумные. Такое впечатление, что апокалипсис у нас в головах. Забываем, как писал Леонид Филатов: «Но смысл в том, что, спутник запуская, самих себя не надо запускать». Стоит вспомнить его нравоучительные зонги к спектаклю «Геркулес и Авгиевы конюшни».
Я не буду писать (разглагольствовать) о крупномасштабных проблемах экологии. Для этого существуют Министерства, Совмин. Я хочу поговорить о том, что зависит от нас, от каждого жителя Крыма, чтобы он оставался «зеленой частью мира», а не превращался общими усилиями в «зону» после нашего пикника на обочине Вселенной. Призываю от слов о любви к малой Родине перейти к делу.
А для начала предлагаю принять как руководство к действию содержание статьи «Мусорный вопрос по-японски», опубликованной в газете «События недели» (№3 от 19 января 2016 года). Работы хватит всем: от властей республики до каждого крымчанина от мала до велика.
Ее краткое содержание. Необходимость строгой сортировки всех видов отходов гражданами и сдача их в строго определенных условиях: паковки, времени, оплаты и штрафных санкций за нарушения. Ведь в стране ежегодно утилизируется более 1 млн тонн железа и 50 тыс. тонн цветмета. Для гостей страны по соблюдению правил раздельного сбора установлены особенные урны, предназначенные только для определенного вида тары и упаковки.
В Японии применяется самая современная технология утилизации твердых бытовых отходов – плазменная газификация. ТБО обрабатываются потоком плазмы температурой 1200 °С и выше. При этом смолы не образуются, а токсичные отходы разрушаются. От 30 тонн ТБО остается 6 тонн пепла, он очищается и используется в качестве строительного материала для создания даже искусственных островов.
При этом не только сжигается мусор, но и вырабатывается электроэнергия. Сами же мусороперерабатывающие заводы создаются как архитектурно-парковые и культурные объекты. 17-18% ТБО в Японии перерабатываются: из стекла делают новые бутылки, из стеклобоя – стройматериалы, из пластика – спецодежду, ковры и т.д.
Утилизируется до 90 %, но даже при этом внедряют программу нулевых отходов, чтобы максимально сократить не только их, но и все используемые материалы. Активно проводится практика по снижению потребления одноразовых товаров, в том числе полиэтиленовых пакетов и посуды.
Основной религией японцев является синтоизм, один из основных принципов которого – моттаинай, согласно которому все земные блага дарованы свыше и растрачивать что-либо без нужды, выбрасывать – грех. Я – православная, но в этом с ними абсолютно согласна, солидарна и восхищаюсь тем, как они относятся к своей маленькой островной стране. И мечтаю, что такой промышленный эко-комплекс, а может, и лучше, будет построен у нас для сохранения Крыма. Считаю это одной из фундаментальных задач республики.
Только тогда наш полуостров сможет сохраниться, как одно из нерукотворных чудес света. Каждый из нас должен стать Гераклом, чтобы Крым не превратился в «авгиевы конюшни». А признаки этого превращения уже налицо. Именно такое сравнение приходит, когда заходишь в крымский лес. Это будущая зона для сталкеров. «Квадратно-гнездовым» способом «засеяны» придорожные обочины пластиковыми, стеклянными бутылками, одноразовой посудой. Деревья, земля, кустарники в полиэтиленовых пакетах всех мастей и размеров. Мусор вдоль дороги выбрасывается мешками прямо из автомобилей. Граждане желают, чтобы было чисто в их квартирах, дачах, машинах, забывая, что наш общий дом – Крым. Поэтому и пьем воду-коктейль с химикатами. А есть еще такие же дары полей, лесов, рек и моря. Себя травим, своих детей, внуков и их будущее. А потом удивляемся болезненности «молодых», а они приумножают этот опыт, беря пример с родителей и дедов, и круг замыкается.
Некоторые «добрые люди» не просто оставляют стеклотару, они ее разбивают для потенциальных жертв осколков. Встречаю недавно знакомого с рыжим спаниелем. Лапа у него перевязана – поранилась собака во время прогулки в лесопарке о битые бутылки «пикникующих». Скоро туда и зайти страшно будет. Такая же ситуация и с морем, пляжами, которые мы сначала загрязняем, а потом купаемся, загораем, лечимся. Разбавляем морскую воду нечистотами через ливневые стоки, экономя на сливных ямах и канализации. А потом уверяем – Черное море целебное!
В последнее время кое-что делается службами по благоустройству. Например, деревья подрезали. Много было возмущений, но все забывают, что деревья-великаны в ураган могут стать «убийцами». И криков возмущения было бы меньше, если представить, что этот гигант падает на тебя или на машину, в которой едет твоя семья. Я в Одессе видела такую картину – страшно! Просто эту обрезку кроны надо проводить своевременно.
Чистота города – категория относительная, и зависит как от властей города, так и от нас, горожан и гостей. Но напрягаться никто не хочет. Вот, например: стены многих зданий, столбы, фонари, заборы даже у храма заклеены лоскутами реклам, которые лохмотьями уродуют улицы и кварталы. Я помню, как перед покраской чистили от них фонари по проспекту Айвазовского. А месяца через два они все уже были заляпаны наклейками «Обналичу», «Везем домой» и т.д. и т.п. Это понятно, что везете и не бесплатно, но зачем же залепливать наш дом – Феодосию? Пора нам подумать над этим, и прямо по указанным телефонам – штрафные санкции, вплоть до общественных работ: отрывать, красить, белить, заставляя цивилизованно рекламировать платные услуги. Очень хочется предложить феодосийцам: любишь город – не проходи мимо, сорви нахальную рекламу и брось в урну. Может, так мы научим порядку «рекламовешателей».
А что касается наглядной, стендовой рекламы, то в курортном Крыму она должна быть идеальной по оформлению, максимальной по безопасности и минимальной по количеству. Мне кажется, нам в этом больше подходит опыт Белоруссии, а не Запада. Тем более что билборды большую часть года остаются бесхозными, «работая» фактически три летних месяца.
Любовь к городу, как к детям – это не столько слова, сколько забота, ответственность и труд. Идя к морю, я, как немногие другие, поднимаю («корона не падает») брошенные упаковки, бутылки, пакеты и бросаю их в урны по пути, чтобы Революционная улица была опрятнее и чище. А вот, когда никто не будет бросать себе и другим под ноги, тогда и наступит золотая пора Богом Данной.
Н. Николаева
Комментарии (3)
RSS свернуть / развернутьИ да, чистота зависит от жителей.
Увы, не все феодосийцы доносят обертку от мороженого до урны. И не все учат этому детей.
Gretchen
annycom
Он еще нас с Японией равняет, после того, как несвежие трусы попадают в магазин их красиво упаковывают и продают любому желающему. Уставший от работы офисный клерк может спокойно скрасить свой досуг у телевизора с порнушкой, натянув на голову душистые трусы.
В Японии женские грязные трусы (особенно девственниц) являются фетишем. Существовали даже автоматы по их продаже анонимным фетишистам, но потом их запретили за продажу антиквариата. В 2010 же году в Японии начали продавать замороженные использованные трусы, которые следует надевать на голову.
Степанов
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.