В дискуссию о том, достоин ли Константин Федорович Богаевский звания Почетного гражданина Феодосии и не сотрудничал ли он с немецко-фашистскими оккупантами, во вторую ее часть, вступаю, по сути, пост-фактум. В ФСБ подтвердили: К.Ф. Богаевский коллаборационистом не был! Что до почетного гражданства Феодосии, полностью согласен и с Маргаритой Нэй, и с Виктором Ключниковым: Богаевский это звание заслужил всей своей жизнью, своей неразрывностью с Феодосией, своим служением ей, пониманием ее, до которого очень и очень далеко многим, клянущимся сегодня в любви к Феодосии со всех трибун и на всех углах.
Будучи внуком тех, кто всю оккупацию прожил в Феодосии, стопроцентно согласен и поддерживаю В.Д. Болотского: для большинства, оставшихся здесь «под немцем», жизнь сводилась к физическому выживанию.
Вопросы же, что Богаевский сделал для Феодосии, позволительно, на мой взгляд, слышать лишь от тех, кто сам сделал для нее хоть что-то. И, если Т. Гайдук, интересующаяся вкладом Богаевского в жизнь Феодосии, это директор галереи Айвазовского Татьяна Викторовна Гайдук, то может быть ей сначала следует уточнить, а что она сама сделала для Феодосии? Помалкивала, мышкой притаившись в запасниках, когда «любимец» всего города, «народный избранник» Алпатов, краса и гордость местного отделения «Партии Регионов»/«Единой России» строил свою распивочную рядом с домом нашего великого земляка в нарушение всех законов Украины, а теперь и России? Или спокойно наблюдала, как уже сегодня отбойными молотками (по другому не получалось!), заявившиеся невесть откуда, проФФесионалы-строители-ремонтники-реставраторы сбивают штукатурку с фасада галереи, положенную еще пленными немцами в 1947 году, и прекрасно сохранившуюся до наших дней, чтобы заменить ее непонятно чем, а на следующий год, не клятой, не мятой, «осваивать» очередные миллионы на очередной ремонт?
Заслуги К.Ф. Богаевского перед нашим городом неоспоримы и Почетным гражданином Феодосии ему быть! И, прежде всего, за то, что среди военного мрака и ненависти, он был с детьми, помогал им сохранить в душах свет и чувство прекрасного, и в этом была нужна ничуть не меньшая отвага, чем выходить по ночам на улицы, чтобы огреть кирпичом из-за угла зазевавшегося оккупанта.
Эти дети выросли и стали поэтами и музыкантами, инженерами и рабочими, преемниками творцов нашего ракетно-ядерного щита, покорителями Космоса и земных полюсов. Они, наши старшие братья и сестры, своими свершениями дали нам право гордиться не мифическими победами кровавого палача Великого Новгорода Александра Невского, не полководческим «гением» Кутузова, продувшего Бородинское сражение, бросившего там всех раненых и сдавшего на поругание врагу сердце России – Москву, не сотнями тысяч солдатских жизней, угробленных в ржевских перелесках и на Зееловских высотах, а сегодняшним днем той нашей, по-настоящему великой и величественной страны, во многом первой супердержавы мира – СССР. И в ком-то из этих повзрослевших детей непременно были частицы души и таланта Константина Богаевского.
Справедливости ради, надо сказать и о том, что многие, как К.Ф. Богаевский, не позволявшие подросткам военных лет превращаться в запуганных, озлобленных на мир зверьков, учившие их: кто великой русской и мировой литературе, кто математике и физике, кто высокому искусству художника, после освобождения отправились прямиком в воркутинские и магаданские лагеря за «сотрудничество с оккупационными властями». Такой оказалась «благодарность» за подвижничество и любовь к будущему своей страны.
Но Почетным ли ГРАЖДАНИНОМ быть К.Ф. Богаевскому? Человек, как угодно известный и почитаемый, приобретает гражданство при рождении, или позже любым, не противоречащим закону способом, и утрачивает гражданство после смерти, либо лишается гражданства так же, исключительно в соответствии с законодательством. Наделять гражданством – прерогатива государства. С этой юридической аксиомой спорить невозможно. Быть «гражданином» какого-либо города можно лишь в городе-государстве. Это из средневековья, но и тогда Феодосия городом-государством не была. Так, может, есть смысл приблизиться к реальности и удостаивать звания не почетного гражданина, а ПОЧЕТНОГО ГОРОЖАНИНА? Будет подчеркнута и роль этих людей в Феодосии, и не возникнет никакой коллизии с юридически корректным определением гражданства.
И еще. Обойдусь без упоминания фамилий, но список почетных граждан Феодосии, как мне представляется, нуждается в серьезной корректировке. Почетное гражданство (пока это звучит так), видимо, несколько большее, чем награда за ответственное исполнение своих должностных либо иных обязанностей. Иначе, и, как мне кажется, это уже произошло в последние годы, звание, призванное подчеркнуть особый, исторический вклад того или иного лица, девальвируется. А иногда, и хуже того, превращается в своеобразное средство взаиморасчетов за взаимоуслуги.
.
Владимир Бельский
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.