Крымские специалисты утверждают, что на полуострове буковые леса, как смешанные, так и чистые протянулись от северных отрогов Ай-Петринской яйлы до склонов горы Большой Агармыш на востоке (под Старым Крымом). Но, пожалуй, «самые буковые» из них можно встретить либо в ущелье при подъеме на перевал, отделяющий Южную Демерджи от основного массива горы; либо на пути от Ангарского перевала (на юго-запад) к южному склону Чатыр-Дага; либо в ущелье Хапхал, известном более всего своим водопадом Джур-Джур (весь южный склон между горами Демерджи и Тирке покрыт буковым лесом). Также через буковый лес идет тропа в Большой Каньон и к зубцам на Ай-Петри…
В буковом лесу не растут другие деревья, практически не растут кустарники и травы, в нем почти не живут птицы. Из всех птиц он «терпит», лишь самых непевчих: витютеня (дикого голубя), сойку да красноштанного дятла.
Семена бука, так называемые буковые орешки, сразу помогут отличить его от другого, во многом похожего на него дерева – граба, с которым бук часто соседствует. Довольно крупные, эти трехгранные орешки сидят по четыре штуки в
коробочках, при высыхании которых, они высыпаются на подстилку из листвы (в отличие от них семена граба мелкие, с крылышками и собраны «в сережки»).
Ствол у бука гладкий, светло-серый. И хотя у того же граба он тоже серый, но буковые деревья более стройные и высокие (до 30м!). В вышине, их пышная и густая крона, смыкаясь, удерживает не только почти весь солнечный свет, но и ветер, помогая всячески сохранять тишину и полумрак. Эту крону в необычном мозаичном расположении (чтобы собрать как можно больше света) составляют листья темно-зеленого цвета, шелковистые на ощупь и чуть волнистые по краю. Они не пропускают практически ни одного лучика солнца. Поэтому внизу обычно нет ни мелких деревьев, ни кустарников, ни трав. Во всем этом своеобразие букового леса. А также в том, что он никогда не бывает густым: деревья стоят один от другого довольно далеко (мощная корневая система каждого держит их на почтительном расстоянии), смыкаясь лишь вверху своими густыми кронами. Несмотря на полумрак, в буковом лесу всегда просторно.
Если подняться на значительные для Крыма высоты (свыше 1 км), можно встретить буковые деревья вовсе не стройные, а низкорослые, узловатые и корявые. Сильные ветра, скудость почв вынуждают их приспособиться к сложной обстановке. Таким диковинным можно увидеть буковый лес, например на горе Кара-Тау (юго-западная окраина Караби) или у самого перевала на Демерджи.
НВесной, в марте-апреле, пока листья бука еще завернуты в почки, внизу спешат распуститься подснежники-галантусы, примулы, зубянки, хохлатки – все эти белые, розовые, желтые, сиреневые, фиолетовые, красные цветочки. Их время скоротечно (поэтому их еще называют эфемерами) и уже к концу мая их не останется и в помине. На солнечных прогалинах букового леса любят пышно раскинуться папоротники, да так сочно, да так добротно и колоритно, что хоть фильм снимай «Из воспоминаний о каменноугольном периоде».
Из деревьев бук иногда «благоволит», кроме граба, к дикой черешне, которая порою даже соперничает с ним по высоте (!), а также к липе, клену и осине. Можно встретить на опушке букового леса рябину. Рябина в Крыму – редкость и реликт ледниковой эпохи.
Карл Линней, присвоил буку родовое название «Fagus» («питающий»), оценив, прежде всего достоинства его питательных орешков-семян. Из буковых орешков можно делать даже масло, которое долго не портится и лишено запаха. По своему качеству и свойствам оно вполне может быть приравнено к известному ореховому или миндальному. В домашних условиях это сложно сделать, но вполне можно просто мелко смолоть поджаренные орешки и, добавив в муку, приготовить потом лепешки, блинчики, хлебцы, в которые уже не нужно добавлять никакого масла (так по сей день делают в Карпатах и на Кавказе). Кроме того, в Закавказье, из этих орешков делают козинаки и подобные сладости. А еще напиток, приготовленный из прожаренных буковых орешков, соперничает по питательности со всем известным какао. По осени собрать несколько десятков килограмм буковых орешков не проблема. Только нужно помнить самое главное: прежде чем их как-либо использовать, необходимо обязательно и тщательно их прожарить (!), так как содержащийся в них ядовитый алкалоид фагин разрушается лишь при высоких температурах (+100+120С).
Если вы осенью явитесь в буковый лес за орешками, то не удивляйтесь, что можете оказаться там в «компании». Дело в том, что этого питательного лакомства ждут, не дождутся не только окрестные мелкие грызуны и белки, но и косули, и кабаны. О, буковый осенний лес – это основное кабанье место кормежки перед голодной зимой (и жарить-то ничего им не нужно – вот как все устроено).
Между прочим, не только семена бука богаты маслом, но и его древесина, поэтому по физическим законам у буковых деревьев минимальная электропроводность и, несмотря на их значительную высоту, их никогда не поражает молния. Если гроза застанет вас в лесу, постарайтесь укрыться где-нибудь между надежными буками-громоотводами.
Из буковой древесины делали деготь, а из него креозот, имеющий крайне неприятный запах, но являющийся очень сильным антисептиком, которым лечили в свое время туберкулез, гнойные раны и некоторые кожные заболевания. О других каких-либо целебных свойствах бука более ничего не известно.
Специалист по экологическому просвещению Леденков С.В.
ГБУ ПЗ «Опукский»
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.