О В.Д. Геймане - Корреспондент Крымский

Повсюду, поскольку может охватить глаз человеческий, картина одна и та же: длинные мрачные составы цистерн, груженных антрацитом, шеренги поездов с пустыми составами, ждущими нагрузки. Повсюду знаменитые деревянные закоптелые вышки. Это входы в шахты и платформы для нагрузки угля. В момент моего приезда работы еще не были прекращены и лошади уныло тащили тележки, как бы поддавшись общему предзабастовочному настроению. Всюду самое спокойное и мирное настроение. Русские шахтеры, с которыми пришлось мне беседовать, сообщили, что вожди Юниона (профсоюза — прим. авторов) Луис Каппелини и другие, подняли свой авторитет настойчивой борьбой в защиту интересов шахтеров. Как известно в прошлом году самочинные забастовки шахтеров явились недовольством масс тем же Каппелини, и ряд насилий был характерным проявлением разочарований масс в своих руководителях. Теперь массы идут за вождями и рабочие смены для охраны шахт останутся на местах. Никаких насилий ждать не приходится, так как, повторяю настроение бастующих пока самое мирное…". vВ этой же статье Вениамин Давыдович приводит примерное количество шахтеров из России: «Их тут до 20.000 среди всех бастующих. Среди них, однако, много карпато-русов (униатов). Масса бастующих — итальянцы…».

Если говорить о достижениях американской цивилизации в 20-х годах прошлого столетия, то нельзя не упомянуть об электро приборах. 23 октября 1925 года В.Д. Гейман публикует статью об открывающейся выставке электрооборудования, под громким заголовком «Человек упраздняется»: «Электро-очистители ковров, электро-вентиляторы все это представлено в десятках экземплярах образцов…» — писал Вениамин Давыдович.

Надо заметить, что в отличие от «темной России» крымчане были весьма неравнодушны к новому по тем временам изобретению — электрической энергии. Феодосиец И.Я. Шик выпустил в 1911 году брошюру под названием «Электричество в сельском хозяйстве». В своей работе г-н Шик прогнозировал в ближайшем будущем широкое применение электроприборов в сельском хозяйстве: «Полезное действие молотилки приводимой в движение электромотором, вследствие правильного хода, повышается на 15% более, чем при работе локомобиля (локомобиль — передвижной паровой двигатель — прим. авторов). Нет почти ни одной машины, ни одного орудия, которое не могло бы быть пущено в ход электродвигателем».

Говорит И.Я. Шик и о возможных источниках электроэнергии: энергия водопадов и ветра. Эти источники мало подходят для электростанций обслуживающих промышленные предприятия и мегаполисы. Но они идеальны для сельской местности, как экологически чистые, возобновляемые источники электричества, не требующие создания мощных единых электросетей.

Но время было неумолимо и уже появившиеся электростанции использовали двигатели внутреннего сгорания. Тот же И.Я. Шик писал: «Прогресс электротехники особенно сказался в области электрического освещения. Появившиеся, в последние годы, на электротехническом рынке так называемые экономические лампы с металлической нитью потребляют от 1,25 до 1,5 ватт на свечу/час, вместо 3-4 ватт в обыкновенной, с угольной нитью, лампочки сильно удешевили электрическое освещение. При тарифе 18-ать копеек киловатт-час электрическое освещение обходится не дороже керосинового».

Крымчане электричество полюбили и разлуку с ним воспринимали, как трагедию. Вот, как описывает аварию на феодосийской электростанции Вениамин Гейман «Южные ведомости» от 19.10.1911 года: «Тьма египетская воцарилась 17.10 вечером, сразу по всему городу. Как выяснилось на центральной станции Д. Черкеса и П. Сеферова снабжающей электрической энергией город и много частных абонентов, внезапно разорвало новый 80-ти сильный мотор Болиндёра, третьего дня установленный на станции. По счастью никого из пострадавших не оказалось, и дело ограничилось поломкой шатуна и прочих частей. Исчезновение электричества произвело большой переполох в городе. Улицы, благодаря Господу, солиднее освещаются приятным лунным светом, порт и вокзал — ж.д. станцией, но зато частным абонентам пришлось много позапыхаться в поисках ламп и свечей. По улицам забегали прохожие со светильниками и воцарился у нас вновь свет, как поется в куплетах ке-ро-си-но-вый, сте-о-ри-но-вый, сильно приуныли „Иллюзион“ и „Гранд-вио“, а также лотошники в клубах не доверяющие свету ламп и свечей. Восстановление статус кво ждут через три дня.».

Но вернемся в Нью-Йорк.

Вениамин Давыдович не мог не побывать с экскурсией и в крупнейшей газете Америки. В. Крымский «Новое Русское Слово» 3 сентября 1925 года. «Величайшая газета в мире»: «Обычно принято сравнивать „Нью-Йорк Таймс“ с „Лондон Таймс“, являющейся самой крупной газетой в Европе. В свое время, в России, мы считали „Лондон Таймс“ величайшей мировой газетой. Однако, его 40-ок страниц ежевоскресного номера (без иллюстраций и приложений) и 24-18-ать страниц ежедневного издания кажутся школьным изданием по сравнению со 180-200-от страницами воскресного „Нью-Йорк Таймс“ и 40-24-мя страницами ежедневного выпуска. „Лондон Таймс“ может только похвастаться наибольшим количеством пунктов, в которых он читается, ибо обилие английских колоний проложило ему дорогу в отдаленнейшие уголки Африки, Австралии и уединенных островов… Вместе с другими национальными достижениями американской техники — железными дорогами, телефонами и общей промышленностью, газета является также чудом, ознакомление с которым дает очень много поучительного.».

Как мы говорили ранее — к 1925 году В.Д. Гейман уже признанный в иммигрантских кругах журналист, пишущий под псевдонимом «Крымский». А в 1911 году в Феодосии, он не имел в газете даже собственного имени. Его сообщения печатались в рубрике «От наших корреспондентов. В Феодосии». И если бы не судебная тяжба со временно исполняющим обязанности главного редактора газеты «Феодосийские Новости» Леонидом Викторовичем Коронелли, то возможно мы бы так и не узнали имени корреспондента газеты «Южные ведомости». Причиной конфликта стали допущенные Л.В. Коронелли оскорбительные высказывания на страницах «Феодосийских новостей» в адрес Вениамина Давыдовича. Судебное дело было благополучно завершено, в канун Рождества 1911 года, примирением сторон. А сама история глупой ссоры из-за журналистских амбиций послужила поводом к написанию В.Д. Гейманом в 1917 году доклада «Потомки испанскаго инквизитора Коронелло в Феодосии» о истории рода Коронелли в России, к которой принадлежал Леонид Викторович Коронелли и его брат Виктор Викторович Коронелли помогавший вести газету, и работавший после революции главным экономистом феодосийского порта. vПожалуй, это самая яркая и амбициозная работа Геймана на ниве исторических наук. Но спустя четырнадцать лет, в Сочельник 1925 года Вениамина Давыдовича интересовала уже предрождественская распродажа.

В. Крымский. «Новое Русское Слово» 24.12.1925 года. «Сочельник»: «Если подняться на аэроплане над Нью-Йорком 24 декабря, то представляющаяся сверху картина может дать некоторое понятие о той сутолоке и толкотне, которая достигает в этот день наибольшего предела. По мимо городских толп, на улицах кишат уже вереницы гостей, приезжающих сюда для закупок из всего соседнего района тяготеющего на 80-100 миль в окружности. Разъезд „по домам“ служащих разных офисов уже начался. Ферри и железные дороги работают, как никогда. Почта увеличила штаты на 3.000 человек… С 10 часов появляется другая категория — молящихся. Красные мантии, звонки и котелки армии спасения исчезают. Наибольшие очереди составляют у Ирландского католического костела св. Патрика — на углу 5-ой авеню и 51-ой улиц. Интересно служение со свечами в протестантском храме Голгофы…».
продлжение выше
  • 0
  • 12 декабря 2011, 18:22
  • coronelli
  • 2502

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.