Всякий, кто отрешится от предубеждения против змей и узнает ужа поближе, непременно назовет его привлекательным животным. В 2000 году в Киеве издана книга Е. Ф. Инюкова и Л. И. Митина «Опасное Черное море». В ней приведен целый ряд сведений о том, что в Черном море живет якобы какой-то таинственный 20-30-метровый змей. Чем не крымская Несси?!
В книге перечислены пофамильно все, кто видел змея, причем эти очевидцы не болтуны какие-то, а вполне уважаемые в Крыму люди: газетный корреспондент, работник Феодосийского городского совета, рыбинспектор, геолог и другие. Встречали змея чаще всего в районе Кара-Дага. Упоминается он и в старой татарской легенде «Чершамбе».
В 1921 году о нем пиала одна из феодосийских газет, и в то время даже отправили роту красноармейцев для поимки этого чудовища, и опять-таки вблизи Кара-Дага. Морской змей упоминается также в трудах Аристотеля, Сенеки, Плиния, Еврипида. Что это — быль, сказка, легенда?! Не будем гадать, отрицать, утверждать. Есть очевидцы, есть приблизительные описания, но доказательств никаких. Нужны поисковые научные экспедиции, съемки, фотографии, нужен сам змей или хотя бы фрагменты его тела, кожи, скелета. Подождем.
Пока же давайте познакомимся с единственным реально существующим в Черном море «змеем» — водяным ужом.
Этот «змей» изучен давно и досконально: от кончика хвоста до ноздрей, да и встретить его иногда можно не только на Кара-Даге, но и на всем прибрежье моря. Для человека он совершенно неопасен, не кусается, не ядовит. Единственная его защита — неприятный запах кожных выделений. И. А. Бунин как-то отметил явную несообразность у Максима Горького. В его «Песне о соколе» неядовитый уж насмерть ужалил сокола, и сокол погиб. Это одна неувязка, не говоря о другой: как мог сокол — великолепный хищник и летун – позволить «ужалить» себя ужу?
Язычок, который неправильно называют «жалом», у змей не что иное, как орган обоняния. Змеи им как бы берут пробы воздуха. Прижимая язычок к небу, к особой слизистой обонятельной ямке (якобсонову органу), змеи различают разные запахи и запах добычи в том числе. Ушей и слуха змеи нацело лишены. Зрение тоже не так чтобы острое, да и видят они только движущуюся добычу. Так что единственная надежда на обоняние и осязание.
Жертв своих — мелких рыбок, головастиков, ящериц, лягушек, тритонов — ужи не душат, а хватают пастью и постепенно заглатывают, причем, если добыча крупная, на это уходит несколько часов. Челюсти ужа соединены очень подвижно, они сильно растягиваются, увеличивая широту рта, и уж как бы «напяливает» пасть на пойманное животное. Зрелище малоприятное, подчас возбуждающее острую жалось, особенно к милым золотым квакшам. Будучи схваченными, они кричат очень жалобно, и крик этот немного напоминает блеяние кем-то мучимого овечьего дитяти.
На самих водных ужей охотятся очень многие хищные птицы, особенно часто орел-змееяд, ежи, кабаны, барсуки, и случается это чаще всего, когда ужи выползают на берег для спаривания, кладки яиц или в то время, когда они уходят на зимовку. В случае если ужа преследует человек, он может притвориться (и очень искусно) мертвым. Хоть как ты его хватай, бросай: мертвый и мертвый. Писатель-натуралист Н. Сладков пишет, что даже запах у этого притворы проявляется как от дохлого.
Двигаются ужи, изгибая и выпрямляя длинное тело. В плавании им очень помогают подвижные ребра и кожные щитки, края которых препятствуют обратному скольжению, если ужу вздумается выйти из воды и взобраться для обогрева на прибрежные скалы. Шипят ужи, резко выдыхая воздух из легких, и звук этот усиливается шуршанием кожных чешуек на нижней стороне тела. Взгляд у всех змей неприятный, пристальный, немигающий за счет того, что веки у них сросшиеся. Об этом взгляде один из героев Р. Киплинга «Возвращение Имрея» говорит так: «Я ненавижу змей и боюсь их; ведь стоит только взглянуть в глаза любой змеи, и вы увидите, что она знает все о тайне грехопадения, и даже больше, чем все, и что она полна к нам того презрения, каким был полон дьявол, когда Адама изгнали из рая».
В мире животных повсеместно встречаются различные виды змей и змееобразных. Одними из самых известных представителей этого класса, бесспорно, являются ужи. Как правило, ужи, в отличие от большинства змей не несут никакой угрозы человеку, поскольку совершенно не ядовиты. Отличить их от гадюк довольно просто: на боках головы у ужей расположены хорошо различимые светлые пятна полулунной формы (обычно желтого, грязно-белого или оранжевого цвета). Иногда встречаются особи без пятен, но крайне редко.
Тело ужей обычно серого или темно-серого цвета, с белым брюхом, покрытое ребристыми чешуйками. Довольно просто различить самца и самку, благодаря их размерам. Самки обычно гораздо больше особей мужского пола. Самые крупные особи достигают длины до 1,5 м. Тело ужа защищено плотным защитным слоем чешуи, а хвосты бывают у всех разные – острый, тонкий и мощный у одного вида, короткий и закругленный у другого, а у третьего – обрывистый. Ужи довольно хорошо видят в темноте. Видимо, благодаря этому они ведут преимущественно сумеречный или ночной образ жизни. Глаза у ужей развиты очень хорошо, имеют круглый, вертикальный или овальный зрачок. Ареал обитания ужей ограничен несколькими европейскими странами, но больше всего их на Украине, а также в большей части России, включая Сибирь, Забайкалье и Южную Карелию. Предпочитают эти животные разные местности, но больше по душе им влажные места. Наиболее пригодны для ужей условия проживания возле рек, болот и озер, в лесных зарослях, пойменных лугах и влажных лесостепях. Они не слишком боятся людей, поэтому спокойно проживают в садах, огородах и сооружают жилища в хозяйственных постройках. Домом для ужей служат корневища деревьев, норы и дупла, кучи камней, сено в стогах и другие укромные места. Различают две основных разновидности ужей: обыкновенный и водяной. Из названий понятно, что один более приспособлен к жизни на суше, а второй – в водной среде. Обыкновенные ужи прекрасно ползают не только по земле, но и лазают по деревьям, пробираются сквозь самые тонкие щели. Водяные ужи превосходно плавают и ныряют, и могут подолгу находиться под водой. И если обыкновенного ужа можно встретить повсеместно (и на суше, и в воде), то водяной уж обитает только в водоемах. Облюбованы им как соленые, так и пресные воды. Добычей ужей чаще всего становятся мелкие амфибии и рыбешки, гораздо реже – маленькие беспозвоночные, млекопитающие или птицы. При этом свою дичь они глотают, не убивая, целиком и живьем. Удивительно, но в желудках ужей часто находят рыб длиной до 12-14 см и даже мелких ящериц. Зиму ужи проводят в группах. Они забираются в норы животных, забиваются в трещины в почве. Иногда в местах зимовья могут собираться до нескольких сотен этих животных. Сезон спаривания у ужей наступает в мае, сразу после весенней линьки. Спустя пару месяцев после спаривания самка откладывает от 5 до 30 мягких яиц небольшого размера. Довольно часто яйца склеиваются и образуют что-то наподобие сот. Местами для сохранения потомства самки ужей избирают влажные места, хорошо защищенные от доступа других животных и человека. Обычно это трухлявые пни, кучи навоза и заброшенные норы разных грызунов.
Самое страшное, что может случиться с человеком после встречи с ужом – это отравление, и то, в случае индивидуальной реакции человека на укусы змеевидных.
Подготовил специалист по экологическому просвещению ГБУПЗ «Опукский» Леденков С. В.
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.