На примере корреспонденции Вениамина Геймана мы постоянно сравниваем Феодосию 1911-го года с Нью-Йорком 1925-го года. У этих городов много общего: они портовые, большая часть жителей — иммигранты, объединенные в национальные общины. Коренное население Кафы (Феодосии) — татары и караимы к 1911-му году были национальными меньшинствами.
Огромную роль тогда в истории города играли: греческая, армянская общины, итальянцы, немцы, евреи, поляки, англичане, французы, болгары и др. поселившиеся в Крыму немногим более ста лет назад. В Нью-Йорке же существует ирландский костёл, Чайна-таун, негритянские кварталы, польская и русские общины. Да и кого там только нет!
Оба города ориентированы на торговлю и финансовые операции. Жители Нью-Йорка и Феодосии весьма живо интересовались мировыми событиями, техническими новинками. Правда, Нью-Йорк был несравнимо более крупным и богатым городом, но и Феодосию 1911 года нельзя назвать бедной, захудалой провинцией. Тем более трудно представить, чтобы в Америке к взрыву мотора электростанции, или судебной тяжбе в Сочельник относились как к вещам самим
собой разумеющимся. Винить Советскую власть за ситуацию 1911 года — бессмысленно, так как она возникнет только через шесть лет. Так в чем же причина такого отношения к жизни? Ответ мы найдем, как Вы уже догадались у Вениамина Геймана.
6 апреля 1925 года В.Д. Гейман берет интервью «Об открытии Народного Дома в Бронзивлле», обещающего стать культурным центром общения иммигрантов из России. Что такое Народный Дом? Это место сбора людей, желающих просто пообщаться друг с другом.
Вениамин Давыдович пишет об этой инициативе в самых уважительных тонах. А ведь как он «громил» когда-то феодосийский яхт-клуб, за праздношатание, на страницах «Южных Ведомостей» 5 октября 1911 года!
«В яхт-клубе состоялось на днях закрытие летнего сезона и церемония опускания флага. Вся процедура носила крайне смехотворный характер, так, как всем хорошо известно, что морскими операциями наш яхт-клуб не занимается, а имеет лишь прескверный скейтинг-ринк, расположенный правда на берегу моря.
Безжалостная судьба, как назло, горько надсмеялась над нашими спортсменами и незадолго до закрытия сезона бурей расколот был яхт-клубский бот, причем, ныне принадлежащая клубу „флотилия“ сокращена таким образом наполовину…».
Американец Крымский считает, что человеку свойственно быть самим собой, независимо от того отдыхает он или добивается поставленной цели. Человек важен сам по себе. Надо любить и уважать в человеке человека. Что касается феодосийца Геймана, то он уверен в том, что люди должны жить только ради идеи: воевать за создание грязелечебниц, добиваться спортивных результатов, иначе их существование не имеет смысла. При этом Гейман ярый антикоммунист.
Ратовать за что-либо человеку необходимо, но если ставить борьбу как единственную цель, то он неизбежно надорвётся и превратит себя и свою жизнь в руины. И тогда Человечество никогда не обретёт мир!
Очевидно, это и есть важнейшая для нас корреспонденция Вениамина Давыдовича из Нью-Йорка 1925 года.
Евгений ИВАНОВ, Дж. КОРОНЕЛЛИ,
Москва,
для «Русской Америки, NY»
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.