Не подвластны горю «Пенители моря»

Многим людям известна пословица «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». А теперь представьте, что в качестве названного водоема выступает Черное море. И тут уж, поверьте опытным рыбакам, придется немало попотеть, чтобы похвастаться хорошим уловом. Коварное море в свою очередь постоянно преподносит сюрпризы…
На днях автор настоящего репортажа воочию увидел, как нелегко без мощной техники вручную приходится небольшому коллективу с лирическим названием «Пенители моря» добывать рыбу. В этот раз рыбаки наметили поднять из морской пучины гундеры (так называют стояки, к которым крепятся снасти) и утопленные мощным течением рыбацкие сети.
Несмотря на горе, настоящие мужчины не выглядели унылыми. Пока катер шел к месту предстоящего сражения с морем, они шутили, рассказывали различные байки. И вот мы уже возле ставника у поселка Приморского. Начинается работа. Словами об этом рассказать сложно. Поэтому, получив приглашение от руководителя предприятия Юрия Сафронова, пойти на катере в море, я взял с собой фотоаппарат.
Не все моменты сложной операции мне удалось снять. Увы, мой цифровик не в силах передать тот боевой настрой рыбаков, начиная с переодевания в прорезиненные костюмы и заканчивая настоящим испытанием воли, силы и мужества, которые показали Андрей Суров, Сергей Тарасов, Владимир Прожорин.

Идет примерка резиновых костюмов
Но особое восхищение единственного зрителя спецоперации, в роли которого оказался автор зарисовки, заслужил потомственный дайвер Юрий Корнилов. Много раз, не обращая внимания на холодную воду, он нырял в глубину, чтобы вызволить затянутую в подводные ловушки рыбацкую сеть, и успешно справлялся с заданием.
Закончив с первой работой, рыбаки приступили ко второму эпизоду, который оказался намного интереснее: проверке сетей, поставленных ранее «пенителями» для ловли скатов.
Втроём дело спорится: сеть выбирают Андрей Суров, Сергей Тарасов и Владимир Прожорин
Каждый занят своим делом. Второй слева – Юрий Корнеев
В этом деле тоже нужны немалые навыки, опыт, сноровка. Я наблюдал, как старательно каждый из членов коллектива выполняет порученное ему задание. Ни одного лишнего движения. В результате – будто сама собой светло-коричневая лента сети льется из моря. И текут параллельно с ней утомительные минуты ожидания трепещущей в ячеях сети рыбы. Наконец такой момент приходит. Еще мгновение – и добыча на борту катера!
Есть первый скат!
Слаженность коллектива не пришла сама собой. Тут, на мой взгляд, не обошлось без участия руководителя Юрия Ивановича Сафронова. Свой опыт, умение предвидеть ситуацию он щедро передает молодежи. Ведь и сам он когда-то прошел школу жизни.
Его дорога к трудной профессии начиналась в Феодосии, на Карантине, у пахнущего рыбой причала. Здесь он мальчишкой бегал в четвертую школу, на каникулах с утра до вечера купался в море и загорал на горячем морском песке. И, естественно, наблюдал за работой рыбаков колхоза «Волна революции». Иногда помогал чинить сети, по-доброму завидуя людям, выбравшим романтическую профессию. Мечтал быть похожим на них, особенно на бригадира Илью Ивановича Губкова, которого все уважали и слушались беспрекословно. Однажды Сафронов сказал Губкову о своей мечте. Тот без раздумий ответил: «Чтобы быть хорошим рыбаком, надо сначала мореходку окончить, набраться опыта, силы в мускулы добавить».
Послушался Юра совета настоящего профессионала, поехал поступать в Ленинградское мореходное училище. Взял эту высоту с первой попытки. Учился прилежно, через два года получил диплом судомеханика-универсала. Отправился в моря-океаны набираться сил и закалять свой характер на рыбацких путинах. Именно там стал Сафронов настоящим морским волком, который не боится ни штормов, ни опасных для жизни рейсов над морской бездной.
Когда долгие месяцы видишь вокруг только волны и море, да редко пролетающих над сейнером птиц, вспоминаются родные берега. В океане ему снились мыс Ильи и Карадаг. К ним он вернулся в 1978 году. Опытного рыбака охотно приняли в рыбколхоз «Волна революции». Два года работал мотористом, после чего доверили ему бригаду.
Юрий Сафронов одним из первых в Крыму освоил добычу бычка-травяника и камбалы-глоссы на Сиваше. В последние годы ситуация на Сиваше изменилась. Из-за опреснения лиманов изменился состав обитателей этого удивительного водоема. В нем больше стало пеленгаса и бычка-кругляка – для этих рыб лучше подходит озерная вода.
Юрия Ивановича очень беспокоит экология Черного моря. С тревогой говорит он о его загрязнении отдыхающими, которые оставляют на берегу пакеты и мусор. Все это попадает в море и разносится далеко от берега течениями. «Вы даже представить не можете, сколько на морских глубинах целлофана, — с болью в голосе говорит Сафронов. — Вытаскиваем иногда сети, а они залеплены пленкой, словно пластырями. А ведь сети ставим не у берега, а в десятках километров от него. По Феодосийскому заливу наш «пароход» идет часа три. Камбалу ловим в 26 милях от берега – это примерно 56 километров».
Пароходом он иногда называл бригадный катер «Норд», переоборудованный из списанной спасательной шлюпки. Название выбрал не случайно: «Здесь близко северный градус – на Песчаной балке. То есть, северная часть залива. Потому и назвал трудягу-суденышко северным именем. Много лет отработал катер, сейчас находится в резерве. В море нынче бригада ходит на втором судне – на «Чауде».
Почему понравились спасательные шлюпки? По мнению Сафронова, лучшего катера для прибрежного лова рыбы небольшими бригадами и желать не надо. У него малый ход. Двигатель очень экономичный – с малым расходом топлива. В шторм хорошо держится на гребне волны. Прочность шлюпки была проверена в Арктике Международной полярной экспедицией. Изделие феодосийских судостроителей оказалось незаменимым даже в условиях ледяных торосов.
Юрий Сафронов в кабине своего катера
Переделать шлюпку в рыбацкий катер помогли Юрию Ивановичу на заводе «Море» опытные судостроители, в том числе мастер своего дела Валерий Облетов, участвовавший в строительстве десантного военного корабля «Зубр». После этого в бригаду Сафронова люди шли охотнее. Не ради хорошей зарплаты, хотя это тоже очень многое значит, а по зову сердца.
…Уже собираясь уходить с катера на причал, я спросил у Сафронова: «Правду ли сообщают многие журналисты и писатели, утверждая, что рыбаки переживают самые тяжелые минуты, когда вытаскивают пустой невод?». Без раздумий Юрий Иванович ответил: «Нет. Лично у меня на душе кошки скребут, если вижу угробленные морем результаты моего труда. Вот такой «подарок» природы нам пришлось устранять сегодня. А сеть нынче пустая, завтра обязательно придет полная. Утверждаю по собственному опыту».
Юрий Комлач

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.