26 апреля 1986 года – 33 года назад – произошла техногенная катастрофа 20-го века – взрыв на 4-м энергоблоке Чернобыльской атомной электростанции (ЧАЭС) между украинскими городами Чернобыль и Припять. Взрыв сопровождался выбросом большого количества радиоактивных веществ в окружающую среду. На ликвидацию последствий аварии были сосредоточены около сотни самолетов и вертолетов, десятки тысяч людей разных профессий, которые стали называться ликвидаторами. Проведение мониторинга состояния разорвавшегося реактора 4-го энергоблока в чем заключалось? Для начала определения этого непростого состояния понадобился многоярусный измеритель с помещенными вовнутрь датчиками. Эта конструкция «Игла» стала называться у создателей трубой диаметром 10 см и длиной 18 м. Вот в нее и поместили датчики замера радиации, температуры, другие технические приборы.
А операция «Игла» по установке т.н. «трубы» на тросе в жерло кратера реактора («сброс трубы») возлагалась на феодосийский экипаж вертолета Ка-27Е (бортовой № 910) из состава филиала ОКБ им. Камова, который до весны 2016 года существовал на берегу моря за заводом «Море».
Проводились тренировки на аэродроме Чернигова, где базировался наш феодосийский летно-технический персонал в два с лишним десятка специалистов. Операция была осуществлена 19 июня 1986 года. Как это состоялось, рассказал руководитель этой операции:
«По заданию Правительственной Комиссии в район АЭС вылетели тремя машинами (вертолетами). Машина, которую вел летчик Николай Мельник, несла трос с «Иглой». В нашу задачу входила корректировка положения его вертолета во время заключительной фазы операции. До реактора летели медленно – 50 км/час. Утром, в 08:40, расположились в расчетной зоне. Командир Мельник Н.Н. выполнил зависание над кратером 4-го разрушенного взрывом энергоблока и тут же начал снижение. Однако только с третьего раза гигантская «Игла» полетела вниз, в чрево реактора, и вошла в корку, застывшую в разрушенном реакторе. «Игла» не могла пробить ее с первых двух попыток. Затем, после того как «Игла» вошла на две трети своей длины, было отключено устройство, которым фал крепился к вертолету, и 200-метровый кабель упал на землю».
Экипаж феодосийцев состоял из командира Николая Николаевича Мельника, штурмана- испытателя Владимира Михайловича Ткаченко, ведущего инженера Ю.Н. Кулыкова, борт-оператора О.А. Азарова. Все они награждены орденами, правительственными грамотами, но больше всех наград досталось «винтокрылому асу» из Феодосии Н.Н. Мельнику (17.12.1953 – 26.07.2013).
Да, так бывает, что вся жизнь – между тире: когда родился и когда ушел из жизни. Но ушел наш ас без вопросов в Царствие небесное как Герой Советского Союза, которым стал за эту операцию в «воздушной битве за Чернобыль». За мужество и героизм, проявленные при ликвидации последствий аварии на ЧАЭС Указом Президиума ВС СССР от 6 октября 1987 г. летчику-испытателю 1-го класса, испытателю вертолетов ВМФ Н.Н. Мельнику присвоено звание Герой Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда».
Родился украинец в с. Ставище, в поселке Киевской области. В 1977 году окончил летное училище гражданской авиации в г. Кременчуг. Служил в армии с 1972 по 1974 год. С октября 1984 года – летчик-испытатель Феодосийского филиала ОКБ им. Н.И. Камова. Участвовал в испытаниях вертолетов Ка-27, -29, -32, -31 и их модификациях. Пробыл в зоне аварии на ЧАЭС (30 мая – 25 июня 1986 года). Выполнил на вертолете Ка-27Е- 46 полетов общей продолжительностью 52 часа. Получил дозу облучения 160 бэр (допустимая – 25 бэр). До 1992 года продолжил работать в феодосийском филиале ОКБ им. Н.И. Камова. Затем жил в Киеве. Начал в 1995 году работать в Испании проводником вертолетов Ка-32, которые закупались в СССР. В 1990 году удостоен премии международной вертолетной ассоциации «Слава совершенству». В п. Ставище (Киевская область) возле школы №1, где учился Герой, ему установлен Памятный знак. А мы, жители города Айвазовского, неужели оставим Героя Чернобыля, «винтокрылого аса», ликвидатора без Памятного знака, мемориальной доски на доме, где жил командир воздушной битвы с атомным Демоном и Сатаной? Потомки нам этого не простят. Пусть он будет первым увековеченным таким образом ликвидатором, который в 59 лет ушел из жизни от «букета» лучевых заболеваний! Вечная память ушедшим из жизни феодосийцам-ликвидаторам! И конечно же, пусть не меркнет внимание к живым горожанам-ликвидаторам, пусть их социальная поддержка возрастает и будет всегда в зоне внимания государственных органов России и чиновников города Айвазовского!
По материалам Интернета подготовил В. Шулешов – ветеран труда и военной службы
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.