Среди путей многих народов и племен, которые переплелись в Крыму – древней Тавриде, – есть дороги не только древних греков, но и итальянцев – генуэзцев. «Крым весь овеян до последнего камня на дороге великими воспоминаниями», — писал Константин Георгиевич Паустовский, у которого вся крымская земля и конкретно маленький Старый Крым, где почти 15 лет функционирует музей писателя, вызывали «ощущение счастья, жизненной полноты», настраивали «на необыкновенное простое и плодотворное лирическое звучание». Будь Паустовский сегодня жив, он, безусловно, вместе с нами 2 мая отметил бы выдающуюся дату – 500-летие со дня смерти великого итальянца Леонардо да Винчи, а, может быть, с удовольствием послушал бы бардовскую песню заслуженного работника культуры Крыма, известного музееведа Надежды Садовской.
Памяти Леонардо да Винчи
Мадонна Литта кисти Леонардо.
О, сеньорита, трепещите барды!
На полотне великого маэстро
Играет музыка вселенского оркестра.
А Мона Лиза не простолюдинка,
И до чего шикарная картинка!
В ее улыбке тайна мира скрыта.
О, Мона Лиза и Мадонна Литта.
А Леонардо славный был мечтатель,
И птицелета первого создатель.
Придумывал он танки, вертолеты,
И совершал опасные полеты.
Да Винчи – прародитель парашюта,
Он шел по неизведанным маршрутам.
Там идеальный город заприметил,
Его на карте крестиком отметил.
О, Мона Лиза и Мадонна Лита!
Те времена ушли и позабыты.
Но до сих пор воркует вся элита:
«О, Мона Лиза, о Мадонна Лита…»
Среди отечественной интеллигенции всегда были люди, проявлявшие особый интерес к старинной итальянской культуре, искусству. Однако в течение первой половины ХХ века всестороннее изучение ими шедевров непосредственно в Италии делали невозможными мировые войны и революции. Только после окончания Второй мировой войны у наших соотечественников появилась возможность к ярким художественным альбомам добавить свои непосредственные впечатления и фотографии. Для писателя Константина Георгиевича Паустовского большим наслаждением были даже воображаемые путешествия древними итальянскими городами и их художественными святынями – музеями. Студент К.Г.Паустовского в Литературном институте Лев Кривенко вспоминал, как Константин Георгиевич как-то пригласил его: «Приходите ко мне завтра вечером. Я достал старую, подробную карту Рима. Вот мы и побродим по Вечному городу».
В 1956 году наши писатели получили, наконец, возможность увидеть другие европейские страны, в частности, Италию и Францию: на теплоходе «Победа» состоялись первые туристические рейсы советских людей вокруг Европы. В сентябре теплоходом путешествовали Константин Паустовский, Даниил Гранин, Леонид Рахманов и многие другие писатели СССР. И уже не на старой карте, а впервые воочию увидели Рим. «Рим меня ошеломил», — написал жене Константин Георгиевич. Позже он многократно посещал и Италию, и Францию, в 1961, 1962, 1965-х годах писал про эти страны в рассказах и очерках («Итальянские записи», «Вилла Боргезе», «Мимолетный Париж», «Географические заметки», «Дорога Генриха Гейне» и др.), печатал свои произведения в издательстве Фельтринелли на итальянском, в издательстве Галлимар — на французском языке. Но во время того первого европейского путешествия особо готовился к долгожданной волнующей встрече с НЕЙ, чтобы увидеть ЕЕ несравненную красоту и сердцем почувствовать ЕЕ «девичью грусть». Поэтому, как вспоминал Гранин, Паустовский предложил, посещая в Париже Лувр, ограничиться в отведенное экскурсией время минимумом художественных экспонатов, чтобы подольше задержаться перед любимыми. И когда это произошло перед Джокондой, это было трудно, сложно и непривычно – погружаться в красоту и совершенство. «Не знаю, как назвать то, чему нет конца», — написал позже Даниил Гранин, вспоминая, как стоял, не замечая времени, перед Моной Лизой, пока не заметил, что рядом плачет Константин Георгиевич Паустовский…
В письмах 60-х годов К.Г.Паустовского прослеживаются постоянные напоминания о великом Леонардо: в 1961 году с большой благодарностью он принимает дар переводчицы его произведений на французском языке, парижанки Лидии Николаевны Дилекторской – фото могилы Леонардо да Винчи; в 1965 году в письме из Рима рассказывает сыну о форме папских гвардейцев-швейцарцев, которую придумал Леонардо. Информируя об участии в конгрессе Европейского сообщества писателей в Турине в «Итальянских записях» (1962 г.), К.Г.Паустовский не просто рассказывает о том, как специально посещал Милан, чтобы посмотреть «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи, но и делает выводы, к которым стоит прислушаться. «Писать о «Тайной вечере» невозможно. Она производит впечатление чуда. Это впечатление остается на всю жизнь… После встречи с «Тайной вечерей», как со всяким великим произведением искусства, хочется не умереть, а жить… чтобы увидеть всю красоту мира во всех его выражениях – от красной крымской земли до картин Ван Гога и от лилового Эгейского моря до белой зари над Олонцом. Я не стесняюсь высказать эту простую мысль. Я чувствую наследие предков, их стремление к совершенству жизни».
P.S. В начале июня 1974 года из Киева в Москву приехала в достаточно длительную служебную командировку моя мама, которая планировала совместить с работой эстетическое наслаждение от разнообразной «культурной программы». Однако на этот раз состоялась «монопрограмма»: 13 июня в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина началось 45-дневное свидание со всемирно известным шедевром искусства из собрания Лувра – портретом Моны Лизы (Джоконды) – знаменитой картины кисти гениального Леонардо да Винчи, любезно предоставленной Правительством Французской Республики. Мама не могла, как москвичи, с ночи стоять в очереди на 15-секундное свидание с Джокондой, но приезжать первым поездом метро, занимать очередь, спешить на работу и возвращаться в 17 часов – могла. И делала это! ОНА встречала маму улыбкой, провожала глазами, а моя тогда еще молодая мама каждый раз говорила ЕЙ: «До свидания!»
«До свидания» мы говорим вам, наши дорогие земляки и уважаемые гости, назначая это свидание на 18 часов субботы 18 мая в феодосийском Музее свободного полета (ул. Куйбышева, 12), где в «Ночь музеев» мы продолжим благодарно вспоминать великого Леонардо да Винчи (15.04.1452-02.05.1519).
Алена Артамонова
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.