Отметили в 2017 году 200-летие со дня рождения маэстро. Вроде, недавно отмечали, но исследователи вновь обращаются к его творчеству, т.к. наследие в количестве около шести тысяч художественных картин открывают новые страницы его биографии, любви, как создавались морские «творения», какая история предшествовала написанию картин.
Не знал я, что в молодые годы у нашего земляка был роман с итальянской балериной Марией Тальони. Но знал, что не был он ловеласом. И был ли вообще роман, или просто знакомство с неразделенной любовью? 20-летний юноша из крымской Феодосии и 33-летняя примадонна, не представляющая себя без сцены и поклонников. Познакомились в Петербурге, куда он перебрался на обучение в Академию художеств в 1833году. Взрослая женщина ответила юнцу
взаимностью. Любимая уезжает в Венецию. Но талантливый выпускник Академии художеств получает право на стажировку в Италии. Там они снова встретились: театр, балет, божественная Мария Тальони. И что? Как бы там ни было, но из толпы поклонников приглашение в лодку-гондолу получает от нее только русский художник. И они долго катаются по каналам, слушая песни гондольеров. Однажды получил начинающий художник Ованес Гайвазян розовую балетную туфельку на память – и все, но со словами, что надо ему вернуться в Россию.
С разбитым сердцем 27-летний Иван возвращается домой в Петербург в 1844 году и становится живописцем Главного морского штаба, а с 1947-го – профессором Академии художеств. Он был обласкан знатью, «произрастал» в почете у царственных особ, однако несчастен. Быть придворным художником в Петербурге не желает, но все же дает уроки живописи знатным дамам. Завидный жених пользуется успехом, но расположение знаменитого мастера завоевывает гувернантка Юлия Яковлевна Гревс, дочь штабс-доктора, личного врача государя Александра I. Правда, от отца девушке досталось только имя, сам он пропал со смертью самодержица.
Молодого человека поразила красота и нежность девушки: художник написал ей письмо с объяснением в любви. Богатый и успешный мужчина мог найти кого-то достойнее – отношение к живописцу изменилось. Светский Петербург вспомнил и то, что он был сыном разорившегося во время чумы торговца. От заносчивой публики живописец с невестой уезжают домой, в Феодосию: там – свадьба в 1848 году, и вскоре одна за другой рождаются три дочери, а потом и четвертая. Провинциальный уездный городок у моря – Феодосия. Но бывшая гувернантка мечтает о светских приемах. У Айвазовского другие планы. Карьера была очень успешной: художник получил чин действительного тайного советника (2-й класс табеля о рангах ), что соответствовало званию «адмирал», а в 1864 году ему было пожаловано потомственное дворянство. Тем не менее, в семье начинается разлад. С 1860-х годов Юлия на время размолвок забирала девочек и уезжала с ними в Одессу или в Петербург. В 1866 году она окончательно отказалась возвращаться в Феодосию. После 12 лет совместной жизни Юлия уходит от мужа окончательно, забрав дочерей. Но развод они оформляют через 17 лет спустя – в 1877 году.
Свою третью любовь Иван Константинович встретил на кладбище в 1882 году, за 18 лет до смерти. 65-летний известный на весь мир художник, миллионер пошел проводить знакомого в последний путь и увидел молодую вдову усопшего. Прекрасная женщина поразила мастера. Анна Никитична Бурназян (Саркизова) была моложе известного художника на 39 лет. В 1883 году пара поженилась, выждав положенный приличиями срок.
Она его очень любила. Он же ее ревновал, обожал и с удовольствием писал. Анна, как и Юлия, сталкивались с недостатком внимания со стороны мужа и с тем, что никогда не займут подле него место, равное отданному живописи, места у мольберта.
А первая любовь мариниста, великая балерина из Италии, закончила выступать в 1847году, а скончалась в 1884-м – 135 лет назад. Романтично то, что завещала своей дочери Мария Тальони присылать на Вербное воскресенье ландыши художнику из России. И он – наш великий маринист – 16 лет получал эти букеты вместе с другими: от друзей, поклонников, но не знал, что ландыши – это подарок из Италии от уже умершей М. Тальони.
После смерти маэстро Анна обрекла себя на добровольное затворничество. Десятилетиями она не покидала стены дома. Не обращала внимания на резко изменяющиеся условия жизни, терпела бедствия экспроприациями. Не уехала в эвакуацию. Во время Великой Отечественной меняла в оккупации уцелевшие ценности на хлеб и крупы. Когда Феодосию оставили немцы, всеми забытую вдову отыскал художник Николай Самокиш и забрал в свой дом в Симферополь. Анну похоронили 75 лет назад, в 1944 году. Похоронили рядом с мужем в сквере армянской церкви, где их кода-то венчали.
Мои горожане, гости города Айвазовского! Желаю вам чистых помыслов и просветления духа в вашей душе! Любите море, созерцайте его даже без мольберта, кистей и красок, любите, как можете, но обязательно окунайтесь в него: ныряйте, купайтесь, делайте заплывы! Зимой – просто гуляйте у моря! Помните нашего великого земляка, изучайте его творчество и получайте от этого удовольствие! Пусть это даст вам возможность обходить обыденность, пресыщенность. Желаю вам здоровья и долголетия, желаю отыскать уютную гавань счастья и гармонии в бушующем океане жизни!
Материал подготовил Н. Михайлов – ветеран труда и военной службы
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.