14 лет назад в Феодосии состоялось событие практически не отмечаемое современными властями, а именно: на берегу Черного моря слева от входа в древнюю церковь Иверской Божией матери напротив средневековой крепости в старом городе на Карантине открыт был памятник — Крест жертвам красного террора в Феодосии во времена гражданской войны 1918 – 1922- х годов.
Красный террор в городе начался спонтанно еще в 1917 – 18-х годах. Но особые многочисленные жертвы этого начали повторяться после прихода в провинциальный приморский городок Красной армии в период 14-17 ноября 1920 г., 98 лет назад. По материалам различных печатных источников, их литературной компиляции читатель может изучить все подробности этой братоубийственной трагедии, если моя боль, выраженная этой публикации будет не понятна, не доходчива или не правдоподобна.
Ужас тех событий почти 100-летней давности страшно даже досконально вспоминать. Октябрьский переворот, как государственный праздник – 7 ноября, — уже не отмечается в современной России. Наверное, неспроста! Хотя верные ленинцы еще выходят на
праздничное шествие по городу. Бог им судья. Я не стремлюсь поссорить бывших красных, нынешних коммунистов, их партии ума, чести и совести с остальным населением курортной местности у моря. Но история не имеет сослагательного наклонения.
Данные исторических архивных документов 1920 – 1922-х годов таковы. Эвакуация морем из Феодосийского порта частей белой Добровольческой армии прошла самым неудачным образом. Не смогли погрузится на суда в том числе Кубанский корпус. Феодосию также не смогли покинуть тысячи желающих эвакуироваться, отставших от своих полков солдат и офицеров Русской армии, а также гражданского населения беженцев из материковой России.
По Крыму расстреляно 70 тыс. -120 тыс. человек, при этом в Феодосии — от 6 до 12 тысяч. Как это происходило в нашем городе боюсь описывать. Правда, за злоупотребление таким усердием весь состав феодосийских расстрельных команд частей Красной армии тоже расстреляли. Это сделали выездные команды красных Крым ЧК-, когда разобрались. Но безвинно убиенных уже не вернешь.
Жертвы красного террора в городе наконец-то увековечены в памяти потомков. Историк нашего города А.А. Бобков в своих трудах над архивными документами продолжает раскрывать расстрельный вандализм времен братоубийственной гражданской войны, возникшей после Октябрьского переворота 1917 г. Честь ему и хвала.
И, конечно, сказанное Олегом Павловым, одним из создателей этого памятного знака, на его открытии заставляет задуматься: "… Мы не убивали людей, которым сегодня поставлен памятник. И не были участниками таких ужасных событий. Без осознания прошлого нет будущего. Наше покаяние — акт осуждения зла. Покаяние — как для очищение города от крови и террора. Пусть люди, убитые здесь, кажутся нам мертвыми, но у Бога все живы, и, если мы православные, то мы с ними — дно целое".
В. Ш у л, фото – 2010г.
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.