Имя современника Айвазовского, одного из первых и немногих крымчан, «попавших» в Большую советскую Энциклопедию – вице-адмирал Соковнин Николай Михайлович ( 9 ноября 1811 – 4 февраля 1894). Он более 30 лет пожил в Феодосии и много сделал для города.
В 2002 году в центре города, в начале бульвара Адмиральский возле «французской» школы№1 открыт ему памятник. Николай Михайлович Соковнин родился 9 ноября 1811 года в семье тульских дворян. Он не мог рассчитывать на богатое наследство, и в 14-летнем возрасте в Морском кадетском корпусе начал готовить себя к службе и трудовой деятельности. Наконец, 4 года учебы позади. Он успешно сдал экзамены и с производством в мичманы – первые офицерский чин в русской флоте – был оставлен для продолжения учебы в офицерском классе корпуса. Из офицерских классов лейтенант Николай Соковнин начал служить российскому флоту. Места службы: военный транспорт «Кит», фрегат « Архипелаг», линейный корабль «Адрионополь», тендер «Струя». Как энтузиаст внедрения новой техники на флоте, Соковнин – командир пароходов – фрегатов «Бессарабия» и
«Херсонес». В 1852 году уже капитан 2 ранга.
Когда вспыхнула Крымская война в 1854 году, тысячи моряков сошли на берег и влились в ряды защитников Севастополя, Соковнину была оказана честь возглавить оборону левого фланга 4-го бастиона. Бастион проходил по высоте, где ныне Исторический бульвар и Панорама «Оборона Севастополя 1854-55г.г.»
Не «обошла» вражеская бомба Соковнина. Он был тяжело контужен в голову. Остался на боевом посту. В декабре 1854 г. « за отменную храбрость и мужество, оказанные при обороне», как сказано в высочайшем приказе, отданному по флоту, Соковнин произведен в капитаны 1 ранга и награжден высочайшими орденами того времени. До последних своих возможностей, превозмогая последствия контузии, Николай Михайлович оставался на 4-м бастионе, был верным и храбрым защитником Севастополя. Жители Севастополя и Феодосии, военнослужащие Черноморского флота, как бы напомнить вам, читателям, о верном сыне своего Отечества в день рождения адмирала – 9 ноября, в 208 годовщину его рождения!
Дальнейшая жизнь Николай Михайловича связана с интересом к «пятому» океану. В июне 1855 года, находясь на излечении после контузии, получил назначение: введен в состав Морского ученого комитета. В апреле 1856 года комитет рассматривает вопрос по «летанию»: обсуждался проект «воздушного шара» для военных надобностей. Вот тогда аэростат стал предметом интереса Николай Михайловича в пользу управляемого аэростата – дирижабля.
Актуальная тогда задача – управляемость аэростатов. Он задумал разработать проект воздушного корабля собственной конструкции. В 1859 году, 160 лет назад, Соковнин занял пост феодосийского коменданта. Принял на себя многие заботы города, фактически был первым лицом в Феодосии. 1 января 1864 года за отличие по службе произведен в контр – адмиралы.
Многохлопотные обязанности феодосийского коменданта Николай Михайлович выполнял добросовестно, честно, что должным образом оценивалось высоким начальством. Отличная служба адмирала отмечена высокими наградами того времени.
Ни семейные заботы, ни служебные дела не заслонили мечту моряка о корабле для воздушного океана. В провинциальной Феодосии, вдали от научного мира России, он начал работать над проектом дирижабля собственной конструкции. Решению одной из задач подсказала оборона Севастополя. Вывод – круглые артиллерийские снаряды уступят место цилиндро – коническим. Таким образом, он сформировал требования к аэродинамическим качествам, имеющим форму тела наименьшего сопротивления. По принятой в дирижаблестроительной квалификации спроектированная Соковниным конструкция – конструкция жесткого типа: корпус разделен на ряд отсеков, изолированных друг от друга. В каждом отсеке размещается баллон из непроницаемой ткани, наполненной газом аммиак с которым «общаться безопасней, чем с водородом». При выборе силовой движительной установки изобретатель решил реактивную силу, что движет ракету «зарядить» в дирижабль. Так пришел он к дирижаблю с воздушно-реактивным двигателем посредством реактивной тяги. По замыслу 2 трубы «движители» будут отталкивать дирижабль в противоположном направлении, т.е. создадут ему поступательное движение. Засасывать и сжимать воздух предполагалось компрессором – «духовой машиной». Для двигателя предусматривалось место на палубе – полу-гондолы, подвешенной под корпусом дирижабля. В гондоле размещаются экипаж, грузы и пассажиры. С помощью руля высоты – подъем и снижение. Руль направления – изменение полета влево, вправо.
Соковнин публикует в Феодосии книгу «Воздушный корабль», которая издавалась на английском и немецком языках за границей. В 1867 году феодосийский комендант был произведен в вице – адмиралы и уволен в запас «с мундиром и пенсионом по положению».
России после Крымской войны запрещалось иметь флот. Упразднялось Феодосийское комендантское управление. Правительство решило часть офицеров временно определить на гражданскую службу. В 1869 году, 150 лет назад, при введении в Феодосии новых судебных органов Соковнин был избран председателем съезда мировых судей.
Жил Соковнин на жалование. С 1879 года было «разрешено производить добавочное жалование в размере 430 рублей за защиту Севастополя». Ограниченность средств наложило отпечаток на жизнь многодетной семьи адмирала: в доме была разумная экономия. На изредка получаемые за свои статьи гонорары изобретатель покупал и выписывал газеты, книги, журналы.
В 1875 году 64-летний вице-адмирал возвращается служить на Черноморский флот. Русское правительство разорвало Парижский мирный тракт, запрещающий после Крымской войны иметь на море военный флот.
Николай Михайлович стал одним из самых активных членов, основанного с его легкой руки Русского общества воздухоплавания. Многолетнюю деятельность изобретателя, военного моряка можно охарактеризовать как хобби. Все это время, оставаясь кадровым военным, он исполнял служебные обязанности. В 1882 году адмирал получил назначение «состоять при управляющем Морским министерством». Но служба Соковнина в Петербурге оказалась недолгой. Честный по натуре и прямой в своих суждениях Соковнин «не пришелся ко двору». Глава морского ведомства, его подчиненные не понимали вставших перед ними задач по реформе флота. Николай Михайлович подал рапорт об отставке. Этот случай дал повод штабным подхалимам окрестить честного моряка прозвищем «сумасшедший» адмирал.
Снова Феодосия… Здесь на Итальянской улице (ныне ул. Горького) выросли дети, он стал адмиралом и изобрел реактивный дирижабль, здесь обрел друзей. Соковнин жил в Феодосии в одно время с Иваном Константиновичем Айвазовским. Они почти ровесники. Адмирал старше живописца на 6 лет. Любовь к морю, русскому флоту сблизили старого моряка и всемирно известного художника – мариниста. Связывала их и заботы о городе. Двери же дома художника были гостеприимно открыты для адмирала. Возможно в гостях у Айвазовского адмирал не только наслаждался маринистскими полотнами, но и мог при случае консультировать, давать советы именитому художнику по архитектуре и оснастке корабля. Ведь Николай Михайлович два года командовал бригом «Меркурий». В 1892 году Айвазовский написал картину «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями». Едва бы при творении этого полотна живописец обошелся без учета мнения адмирала. Правда это был не тот корабль, на котором смелый моряк А.И. Казарский в 1829 году вышел победителем из боя с турецкими линейными кораблями. Это была точная копия своего предшественника: для сохранения памяти о подвиге «Меркурия» Казарского. Царским указом вменялось иметь всегда на флоте бриг «Меркурий», построенный по одному чертежу с историческим кораблем.
Николай Михайлович и его семья играли значительную роль в общественной и культурной жизни города. Адмирал был почетным попечителем Феодосийского уездного училища, вносил свою лепту в улучшение учебно-воспитательного дела. Ежегодно он участвовал в так называемых публичных испытаниях в училище, после которых лучшим ученикам вручал награды.
Супруга адмирала, Любовь Петровна, окончила Смольный институт, и слыла в городе одной из самых просвещенных женщин. Она была отличной музыкантшей, привила любовь к музыке своим детям. Ее все любили за нежность и доброжелательность к людям. Благодаря ее участию в судьбе женского образования в 1856 году в Феодосии возникло женское училище, преобразованное потом в гимназию. Со дня основания гимназии и до последних дней своей жизни она состояла почетной попечительницей основанного ею учебного заведения. Любовь Петровна была активным членом Феодосийского благотворительного общества, устраивала концерты в пользу нуждающихся учениц, передавала свой капитал благотворительному обществу для учреждения стипендий в женской гимназии.
Последние годы адмирал прожил в одиночестве. Супруга безвременно умерла, дети выросли, покинули родительский дом. 4-го февраля на 83-м году жизни в 1894 году скончался адмирал.
Соковнину не удалось увидеть дирижабль в полете. Такую картину он мог представить себе только мысленно. В то время как технически развитые страны Европы приняли дирижабли на вооружение своих армий, русское военное ведомство не признавало новый вид оружия. Страна, в которой Н.М. Соковниным, О.С. Костовичем, К.Э. Циолковским были разработаны передовые для своего времени проекты воздушных кораблей, не имела ни одного дирижабля. Только в 1910 году русский дирижабль «Кречет» совершил первый полет. Но время было упущено.За ним поднялись в небо другие. Россия значительно отстала от других стран в дирижаблестроении.
Самый большой дирижабль построен был в 1935 году – «СССР – В6»: на нем был установлен мировой рекорд по продолжительности полета 130 часов 27 минут без дозаправки горючим и сменой экипажа.
Слова адмирал из 19-го века: «Усовершенствованный аэростат сделается в руках человека выражением высшей степени его умственного развития». Вот таковы были пророчества нашего соотечественника, мысли и дела которого были устремлены в будущее. Можно сократить
В документальных материалах Георгиевского монастыря имеется запись о том, что вице-адмирал Соковнин погребен на кладбище монастыря (мыс Феолент, Севастополь). Увы, не придется потомкам склонить голову перед могилой. Могилы нет. Монастырское кладбище, пощаженное временем и войнами, уничтожено в период «развитого социализма». Понадобилось, видимо для хозяйственных нужд площадка, и могилы в том числе четы Соковнины, сравняли с землей.
Мы, благодарные читатели, хотим сказать спасибо авиаинженеру В.Д. Горохову, члену секции истории авиации и космонавтики Института истории А Н России. Его историко-биографический очерк, по которому подготовлена публикация, о русском адмирале Н.М. Соковнине «Воздушный корабль адмирала» раскрыл всю полноту истоков воздухоплавания за долго до того, как миру стали известны русские ученые Н. Е. Жуковский, К. Э. Циолковский и многие другие пионеры освоения воздушного океана.
Материал подготовил: В. Шул, ветеран военно-морского флота, житель города с 1981 г.
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.