В 2020 году исполнится 50 лет со дня со дня открытия литературно-мемориального музея А.С. Грина. Эта дата будет отмечаться широко и торжественно.
Датой открытия музея считается 9 июля 1970 года. Радостно напомнить об этом еще и потому, что боковую одну наружную сторону Музея украшает позже оформленное романтическое панно «Бригантина», уникальное произведение искусства московского художника – архитектора С. Г. Бродского: изображение образа из гриновского мира.
Вспомним первые дни жизни в Феодосии писателя-романтика Александра Степановича Грина (23 августа 1880 – 8 июля 1932). Родился он, без малого, 140 лет назад, и этот день рождения так же выпадает на 2020год.
Где жил в Феодосии? Сначала в домике на склоне холма. А осенью 1924 года А. Грин купил квартиру по ул. Галерейная, 8. Это вспоминает его супруга Нина Николаевна Грин: «Мы забредали на дикие берега, наслаждаясь одиночеством, домой приходили только спать. Вскоре неподалеку от прежнего жилья нашли квартиру на ул. Галерейной, 8; купили кое-что необходимое и зажили, как нам захотелось. Александр Степанович сделал хороший
ремонт во всей квартире. Когда кто-то говорил ему, что зачем свои деньги тратите, он отвечал – да когда это (ремонт) еще будет.
Супруга писателя пишет, что в этой квартире … они прожили четыре хороших ласковых года в период 1924-28-х годов. Кабинет выглядел внушительно, небольшая комната с одним окно на Галерейную улицу. Направо от входа у наружной стены стоит стол. На столе квадратная, граненая, стеклянная чернильница с медной крышкой. Все в комнате, да и во всей квартире, куплено самим Александром Грин. Он был хозяином дома. Говорил, что его жизненный идеал «шалаш в лесу у озера – жена варит пищу, украшает шалаш и ждет его. А он охотник-добытчик, все несет ей и поет песни».
Музей Грина представляет подобие кают корабля. Каждая комната оформлена как каюта корабля. Жилье А. Грина отражает какой-либо период жизни писателя. Внутренняя композиция Музея «пытается опустить» посетителей в другой мир, мир романтика и мечтателя, который с любовью воссоздан сотрудниками Музея.
Семья романтика – это еще и мама супруги писателя, итого – три члена семьи. После завтрака «… едим с матерью на базар», далее пишет Нина Николаевна, супруга А. Грина «это наша ежедневная необходимость и мое удовольствие. Если он не писал утром, то втроем плотно завтракали. … в два – три обедали».
Писатель был по характеру своему молчалив и сдержан. В Феодосии нас называли, пишет супруга А. Грина, «мрачные Грины».
Однако творчество писателя – превыше всего, одним словом, создавались все условия семьи «мрачных Гринов» для романтика, которого часто критики из созданного советского строя называли «не отражающим реалий новой жизни»! Тяжело давалось начало «Бегущей по волнам». Он ее писал немногим 1,5 года: 1925–1926-е годы. Это единственный роман, где некоторые варианты были прекрасны, но что-то в них не нравилось автору. Главный герой произведения –любитель приключений. Оказавшись в море на лодке с молодой женщиной «…Она, спрыгнув за борт, пошла по морской глади, как по суши…» Что было перед эпизодом и после, читайте, пытливые старшие школьники! Чтение стремится снова быть в моде и оторвать вас от планшетов, интернета и прочих технических достижений 21 века. Читать в детстве мне приходилось с трудом этот роман, чего греха таить. И все же писатель добился того, к чему стремился – преподнес читателю свое заключение: надо прилагать усилия, чтобы добиться своей мечты.
«Блистательный мир» был написан не в Феодосии. Это символизм, заложенный автором. Полет – метафора на творческий дар человека. Он (полет и дар) такой чуждый и неприличный для мира продажности, расчета и жадности. Читайте и этот роман. После него, живя в Феодосии, неординарный, не о том пишущий, начал писать повесть «Золотую цепь», сказав: «Это будет мой отдых!» Сюжет прост – воспоминание о мечте мальчика, ищущего «чудеса и находящего их». А для нас, читателей, простой вывод: нужно всегда жить со своей совестью и не врать людям.
Изредка к А. Грин заходили скромные юноши, проходящие Крым пешком. Жили они, Грины, после Феодосии уже в Старом Крыму. Александр Грин не любящий принимать посторонних людей, уговорил и уложил спать такого зашедшего гостя в своем рабочем кабинете. На следующий день после провода гостя, пожимая руку ему, сказал: «Если бы у меня был только один читатель, то для него одного стоило бы писать все книги».
В. Шул, житель города Айвазовского и А.Грина
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.