Ветеран подразделения особого риска


Да, есть такие ветераны подразделения особого риска – ПОР. Это понятие достаточно новое; мало кто знает, что стоит за этими словами. Богатое воображение, подогретое ежедневными телепродукцией «Бежит и стреляет …», сначала, дает представления о таких лихих полицейских с оружием. Парни, супермены, участвуют в проведении специальных операций по ликвидации бандитов, боевиков, преступников, стреляя на поражение, задерживая их, показывая профессиональное мастерство. Но он, истинный патриотизм, должен быть таким скрытым, не заказным и от души, не по заказу.
Кто же они на самом деле эти ветераны ПОР? К ним относятся ветераны, непосредственно бывшие участники испытаний ядерного оружия, войсковых и других учений с применением оружия массового поражения. Одним из таких ветеранов является мой сосед по дому в микрорайоне «Полевая» капитан 1 ранга в отставке Бужлаков Василий Андреевич, рыцарь холодной войны, который в нынешнем году отметит свой юбилей 80 лет. Как не вспомнить про всю жизнь, думая о юности своих годах, ушедших на гребнях волн, морей и океанов. Однако, – гребни волн – прибили молодого Василия, выпускника военно- морского института из города на Неве, к Новоземельскому ядерному полигону, т.н. полигону «Новая земля». Разумеется, он не был супер военмором, но силой духа и готовностью к самопожертвованию отличался. Такие как он изменяли политическое лицо страны, придавая государству статус мировой ядерной державы.
Первое испытание ядерного оружия состоялось в 1949 г., 70 лет назад. И тогда оно показало, что нужен полигон на архипелаге Новая Земля, который был создан и – заработал. Благодаря ему в том числе Россия жива и обладает ядерным потенциалом. С Россией, бывшим Советским Союзом всегда считаются и будут считаться наши «оппоненты».
Времена холодной войны закончились. Состоялись давно последние испытания ядерных зарядов, но 25 тысяч ветеранов ПОР, члены их семей, в т.ч. и новоземельцев, живут в России и по сей день. История не имеет сослагательного наклонения; она нам напоминает, что проведено было в СССР 715 ядерных испытаний; на новоземельском полигоне в период с 1995 по1990 годы — 132 ядерных взрыва: атмосферных, наземных, высотных, подземных, подводных, надводных. Во время подрывов зарядов решались различные вопросы разработки и модернизации оружия, воздействие его на военную технику. Выполнялись ядерные взрывы и в мирных целях. Впервые ПОР – подразделение особого риска – образовалось в 1954 г. с необходимостью эксплуатации спец. техники, обслуживания испытательных полигонов, арсеналов на территории бывшего Советского союза.
Служба «забросила» Василия Андреевича в 70-е годы прошлого столетия на полигон, туда где- между Баренцевым и Карским морями был суровый климат заполярного круга, «гуляла» проникающая радиация. Точнее – где гуляла? У пролива, на объекте «Маточный Шар». На площадках в штольнях, где проводились подземные испытания ядерных зарядов с фактическим инициированием. Это был период 1964-90-х годов. Информация, некогда секретная, теперь пестрит в материалах интернета. После очередного … испытания пол- столетней давности – 1969-го г. –, заряд под землей, в шахте, сработал как по заданию и положено. Однако через грунт на поверхность вырвалась струя радиоактивного газа и пара. Уровень гамма-излучения подскочил до нескольких сот рентген\ч.; 344 человека пострадало от высокого уровня радиации.
Болезнь без цвета и запаха от ионизирующего излучения (проникающей радиации) вредна для здоровья человека даже при небольших дозах. В воздухе все же остается много пыли с торием и ураном. Болезнь не сразу дает о себе знать. Чаще всего это происходит лет через десять после того, как проникающее излучение нанесло свой удар. Патогенез лучевого лейкоза пока полностью не понятен, но ученые работают в этом направлении и предлагают свои теории. Любая доза увеличивает риск развития рака и может вызвать это заболевание.
Василий Андреевич после окончания службы работал на судах обеспечения в Феодосии; был помощником капитана на судне «Койда», нефтеналивном танкере Черноморского флота РФ. Хороший семьянин, беспокойный член команды судна, когда там работал. Любитель садоводства на своем дачном участке, доброжелательный, интеллигентный, подтянутый и приветливый гражданин, скромный военный пенсионер, занимает активную жизненную позицию в Русской общине города.
Стихи С. Желтовой ему, уважаемому Василию Андреевичу, и все вам, читатели, посвящаю:
«Люди! Добром напоите друг друга!
Слово, как чаша, пусть ходит по кругу.
Пусть прозвучит оно снова и снова!
Щедрыми будьте на доброе слово!
Доброе слово – сердце окрыляет!
Доброе слово – надежду вселяет!
Доброе слово – любовь и терпенье,
Вера, надежда, совет, вдохновенье!
Доброе слово бальзаму подобно,
Боль врачевать в наших сердцах способно.
Это лекарство доступно всегда.
Доброе слово – живая вода!»
Мой сосед, рыцарь холодной войны желает всем гражданам города всего наилучшего в 2020-м году. Думаю и мы, горожане, того же пожелаю ветерану подразделения особого риска!
Н. Михайлов

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.