Черное море. Крым, Керченский полуостров. Пять скал в 4 км от горы Опук. Скалы «корабли» небольшие острова, сложенные из известняка. «Кораблями» их прозвали из-за схожести с парусами. В местном фольклоре они окружены романтическими ореолами, различными легендами. Однако не только таковыми. Установлено место трагической гибели двух моряков-черноморцев у этой горы, обозначенной на фрагменте морской карте (масштаб – 1 см: 7,5 км) под №5.
У горы с высотой не более 185 метров колдун превращал корабли захватчиков местного населения в окаменелые скалы, то два корабля сталкиваются в погоне друг за другом: страшный грех… «превращаются корабли в камни»; и наконец скалы «корабли» упомянуты в «Одиссее» Гомера.
Однако, нам важно в год 75-летия Великой Победы не забывать главную легенду, вернее быль –подвиг, связанный с использованием этих скал, как местом базирования корректирующего маяка. Обратимся к документальной повести «Бессмертный подвиг десанта», — 2011 – Феодосия — нашего феодосийского начинающего писателя Александра Жулым. Феодосийский десант 1941. Создать такой маяк на этих
кораблях-скалах могли только лейтенанты Д.Г. Выжулла и В.Е. Моспан, военные гидрографы. Они получили задачу зажечь ацетиленовый огонь в сторону моря на высшей 23-метровой точке скал, одной из пяти, самой высокой – Эльчан -кая. Этот огонек был крайне необходим: во-первых, вдоль побережья прошел маршрут кораблей на Феодосию, во – вторых, — планировался тактический десант на высадку у горы Опук. Без огонька на этой скале никак не обойтись.
28 декабря 1941г. подводная лодка «Щ-203» доставила лейтенантов гидрографов на место. Смельчаки не без труда спустили на крутую волну утлую лодочку, загрузили осветительную аппаратуру. Однозначно, Демьян Выжулл, Владимир Моспан поставленную перед ними боевую задачу выполнили в штормовом море: поднялись с тяжелой ношей по отвесной 23-метровой скале, достигли верхней площадки в продуваемых кителечках, где установили обращенную к морю «мигалку». Никто не расскажет, как управились отважные лейтенанты. Существует несколько версий дальнейшей судьбы лейтенантов. Первая версия. Не дождавшись своих они высадились на занятом врагом берегу. Были замечены немцами. Вступили в перестрелку и дрались до последнего патрона, погибли. Местные жители их похоронили.
Вторая версия. Демьян был убит, а Владимир попал в плен и тоже погиб, после того как они высадились на склоне горы Опук и напоролись на немецкий патруль.
На склоне горы в 1982 г., западном склоне Опука, личным составом автора повести было решено перезахоронить найденные человеческие останки с фрагментом морской формы. Так возник памятник-могила, на которой написано «Никто не забыт, ничто не забыто».
Их имена выбиты в числе других героев на мемориальной доске здания гидрографического отдела ЧФ Черноморского флота в г. Севастополе, фотопортреты помещены в управлении навигации… ВМФ РФ; помнят героев в их военно-морском училище, именами лейтенантов названы улицы в поселке Приморском.
Имена гидрографов появились и на памятнике, обустроенному в 1982 году мичманами, старшинами и матросами полигона Песчаная балка. Правда лет десять назад, в 2010 г., на памятнике в дополнение появилась пластина из нержавеющей стали, на которой выгравированы слова: «В этом районе 28 декабря 1941г. после высадки на скалы Эльчан – кая для навигационного обеспечения тактического десанта у горы Опук трагически погибли гидрографы ЧФ лейтенанты Д.Г. Выжулл и В.Е. Моспан. Вечная слава героям- черноморцам!»
«Только в Крыму убитыми и пропавшими без вести — три четверти миллиона советских воинов, вот такая цена за Крым, — пишет автор, — и только за наш полуостров – 8 % от всех потерь на войне». Никто не забыт, ничто не забыто. Такая непроходящая память должно быть всегда, я бы сказал, повседневно; и не только перед наступающими праздниками Победы, днями памяти, торжеств по перезахоронению безымянных героев Великой Отечественной войны.
Герои- гидрографы, морские офицеры, Выжулл Демьян и Моспан Владимир для нас, служивым и будущим воинам – кто как не герои? К тому же они еще наставники подрастающему поколению! Вот как надо любить Отечество и быть верным долгу, даже ценою жизни! Гидрографы знали, что обречены на смерть и не вернуться к своим…, русским по духу, по верности к многовековой Руси, России!
«Наставникам за благо воздадим
За то, что твердо на земле стоим,
Презрев все тернии судьбы,
Хулу и сладость похвалы.
За то, что в нас живут и есть
Любовь к Отчизне, долг и честь !»
Л. Андриевский
Н. Михайлов
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.