Фронтовиком был второй муж моей мамы – Шумихин Борис Никитович (1924 – 1995), который таким стал в последние 10 лет своей жизни. Воевал пехотинец всего полгода, но рассказать успел мне про ночную атаку, а я хочу рассказать подрастающему поколению: это было, что удивительно, не как в кино показывают.
Правильно говорят фронтовики, что пехота более трех раз в атаку не ходит… Или ранен будешь или… Борис Никитович ранение получил после ночной атаки… И не этой, про которую мне рассказал за чашкой чая.
Призван на службу в 19 лет как это и положено было… Шел 1944 год, уже война «катилась» под горку. Наши наступали и постоянно одерживали победы. Среди бойцов в окопе он был самый молодой, и старшина называл его салагой. В рассказе про ночную атаку, случае боевой биографии пехотинца, соприкоснулся со старшиной, старше его намного… Приехали вечером тылы к окопам: привезли еду и водку… Значит, будет атака… Разливает водку по пятилитровым медным чайникам… старшина и говорит: «Ну, что, салага, будешь, или ты еще не пил ее никогда… Может и девочек за косы ни разу не дергал
по-взрослому?». Пришлось выпить перед атакой, -говорит, — и такое веселье и бесстрашие появилось…».
Решил я проверить правдивость рассказа ветерана войны про водку, не разыгрывает ли он меня… Согласно Постановления ГКО № 1889 от 6.06. 42 г.: «предусматривается ежедневная выдача водки (сто грамм на человека в сутки)… только тем частям передовой линии, которые ведут наступательные действия и находящиеся в окопах на передовых позициях».
Продолжил рассказ про ночную атаку Борис Никитович. Начало атаки по ракете. Начало ее – зеленого цвета ракета, залечь – белого цвета, если захлебнется атака – отползать к окопам по красного цвета ракете… Ночь, светлая луна. Ракета! Ура, в атаку… «Бегу, — говорит ,- только птички чирикают. Но не птички это были… Так пули свистели… И все мимо… Если «чирикают», значит, мимо… Но когда в ногу попала, в бедро: чириканья не слышно было… Обожгло и подкосило».
Продолжает уже после второй чашки чая: «Окопы немецкие вдалеке, огоньки из них мерцают. Это они по нам стреляют, — сказал мамин муж, отпив чайку, — а я спотыкнулся и упал… Это был боец наш убитый… А тут как раз ракета – залечь… Вот вам и атака… Потом последовала ракета, отползать в окопы, значит… И никаких рукопашных, ворвавшись в немецкие окопы, не было. Это только в кино бывает…»,- подытожил мой любитель чаепития.
Попав в госпиталь, раненный мой, ставший родственником боец, сдавал со всеми желающими экзамены в военные училища. Причем, по полученным оценкам комиссия выбирала – кого в какие рода войск. Мой бывший мамин избранник попал в инженерное училище, учился… на сапера, лейтенантом выпустился как раз после Победы. Попал служить командиром взвода в Карелию на разминирование. Рассказывал, как погибали его подчиненные тоже, как и другие, уже после войны, подрывались на немецких минах.
Грелись у костра, после разминирования в болотах – заработал полиартрит, боли в суставах, опасные воспаления ног… Мучился от болей, по утрам особенно. Пил таблетки, раз в году лежал на обследовании в госпитале… Умер под утро. Встал запить таблетку, и все… Борис Никитович в звании капитана был уволен из армии без пенсии по хрущевским «перестройкам» Вооруженных Сил Советского Союза, особенно в 1960-61-х годах, т.н. « миллион двести», 1 млн. 200 тыс. солдат и офицеров. А еще раньше (1957-59-е годы)… из Вооруженных Сил уволили около миллиона военнослужащих – солдат и офицеров. В какой-то из этих сокращений попал наш фронтовик.
Про себя, как военного моряка и своего командира дивизиона (комдива) торпедных катеров А.Ю. Ратникова…, к слову, хочу добавить. Хочу напомнить, что в 70-х годах, во времена холодной войны на Балтике мы выходили в атаку на иностранный транспорт, шедший курсом на Ленинград. Это была граничащая с хулиганством затея. Сдавали задачу в море, а учебных целей не было. Комдив со своими тремя торпедными катерами отработал выход в торпедную атаку в составе дивизиона по этому иностранному судну, какого государства не заметил. Одним из трех катеров в такой задаче командовал я. Так эти иностранцы выскакивали на палубу с белыми простынями и размахивали ими. Не понял, зачем это они делают, после дошло – подумали, что русские их атакуют… Вот такими мы были «русскими агрессорами». А мне приходилось – по одиночному кораблю ФРГ, Федеративной республике Германии, судну радиотехнической разведки « Осте» имитировать таран. Мой пассажир на борту из флотской газеты предупреждал, что это грозит скандалом, моя карьера на «закате», а мне надо было отодвинуть «шпиона» от нашей мишенной позиции в море. Зачетные ракетные стрельбы моей 36 бригады малозаметных ракетоносцев, их перенос стоял на кону.
Мы были детьми фронтовиков, наслышанные про войну ни от кого-либо, а от отцов-фронтовиков. Сын мой тоже пошел служить на флот и до сих пор служит. Наверное, это и есть связь поколений, традиций, которые не перестают существовать.
Умрет и это поколение «салаг фронтовиков» 1924 года рождения уже через каких-то 5- 7 лет, умрут последние, кто воевал… Не угасать должна память о них. Останутся фронтовики в памяти своих детей, внуков и правнуков. Как хочется напомнить всяким псевдо-фронтовикам, которым даже по году рождения и возрасту в окопах не суждено было быть… Например, 1927 года рождения, уважаемый ветеран труда… Разе он мог быть в рядах сражающихся за Родину… В 1941 году ему – 14 лет… К концу войны – 18… А удостоверение фронтовика в кармане… Как это так может быть?
Самое главное, чтобы в Юбилейный год 75-летия Великой Победы настоящие фронтовики не были обойдены вниманием. Бывает и такое…, что обходят их вниманием. Часто случаются споры в выплате подарочных материальных вознаграждений, особенно, участникам войны – труженикам тыла. Трудились в тылу, но приравнены к участникам… Про таких вспоминал и фронтовик Борис Никитович, обижался – за что уравняли, приравняли их к таким, как он. Это главная задача всех местных властей, в первую очередь. Такая кропотливая работа – есть непростой труд с и подключением специалистов, волонтеров и многих других… Важен результат.
Никто не забыт, ничто не забыто. Да здравствует, Юбилейная годовщина Великой Победы! Ура!
Н. Михайлов, ветеран труда и военной службы
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.