17 февраля - день памяти Богаевского

Константин Федорович Богаевский – выдающий русский художник, внесший значительный, яркий вклад в историю русского искусства. Он о себе так писал: «В своих композициях я пытаюсь предать образ этой древней страны – величавый и прекрасный, торжественный и грустный, со своеобразным ритмом гор, напряженными складками холмов, носящих несколько суровый характер. Это всё служит для меня неисчерпаемым источником».
Живопись, акварели, литографии, декораторской мастерство – направления, в которых пробовал себя художник, чьи картины посвящены Восточному Крыму, краю где мы живем. Поэт и художник Волошин М. А. (1877 – 1932) и мастер солнечных пейзажей Богаевский К.Ф (1872 – 1943) жили в одно историческое время, дружили; благодаря им наш Крым на востоке стал известен широко как Киммерия. Многие работы пейзажиста находятся у нас в галерее Айвазовского (более пятисот), Музее древностей и Музее Грина. Последняя картина мастера была также посвящена городу, в котором мы живем.
Спасибо различным публикациям искусствоведов, краеведов, журналистов, музейных работников, общественников, авторов, печатающихся в местных газетах, простым граждан города, увлеченных творчеством мастера. Составлена и издана книга почитателем творчества Константин Федоровича Богаевского. Автору, кто составил и издал,– спасибо огромнейшее ей, Аиде Алексеевне Касаткиной, почетному гражданину Феодосии.
Косте было 5-6 лет когда он впервые попал в дом обрусевшего бездетного немца И. Е. Шмитта, у которого Богаевские снимали флигель. А в 1881 они перебрались под Ялту, в домик по наследству. 9-летний Костя остался жить в семье И.Е. Шмитта. Костя получил в Феодосийской гимназии образование, познакомился там с известным феодосийским художником Адольфом Фесслером, с 3 класса же брал у него приватные уроки. Именно его Костя назвал «своим первым и единственным учителем в детстве». Со временем Фесслер лично представил юношу своему патрону — Айвазовскому И.К., который отправил его копировать свои картины. Подростку было скучно копировать, и он перестал посещать Айвазовского.
Основы — тщательность и графическая точность рисунка — юный художник постигал под руководством Фесслера, с его помощью развивались эти наблюдательность и графическая точность. Воображение же подрастающего художника особенно захватывали лирические образы природы в картинах Ф. Васильева.
«Маленького роста, пропорционально сложенный, стройный, мускулистый и ловкий, одетый тщательно с изысканностью. Любит движение, ручную работу, и всякое ремесло спорится у него под руками. Молчалив, замкнут. В мастерской безукоризненная чистота и порядок», — вспоминал о нем Волошин. Наш городок не был лишен позолоты художественного творчества: слава Айвазовского переполняла Феодосию и была атмосферой, которой Костя дышал с детства.
После окончания гимназии в 1891 году Костя Богаевский был зачислен в Академию художеств в начальный класс. Три года занятий привели к отчислению молодого художника: посягать на божественное представление о высоком духовном содержании человека не позволило ему, как глубоко религиозному человеку. Он не писал фигуры людей: считал, что художник не в праве открыть то, что сокрыто Созидателем — как вспоминала потом его супруга. Но все же творческие задатки молодого художника оценил А.И. Куинджи. Богаевский был вольнослушателем у профессора, который освободил его от рисования натурщиков, дав ему возможность работать над эскизами. Профессор Архип Куинджи говорил ему так: «Уж если ты пишешь камни и скалы, то пиши их так, чтобы лучше тебя никто их не писал». Каждый из учеников Куинджи обрел свой творческий путь и в последствии признан не только в России, но и в Европе.
В 1897 году Архип Куинджи за свой счёт повез своих учеников-студентов в Европу. Он был убежден, что каждый из них достоин знакомства с европейским искусством. Художник-пейзажист по возвращению из поездки на лето поселяется в Бахчисарае, осмысливая всё то, что увидел. После этого переезжает в Феодосию – лишь для того, чтобы удобнее бывать в Старом Крыму. Он был очарован зеленым, прохладным городком, вокруг которого раскинулись ореховые рощи и настоящий буковый лес.
1906 год стал в жизни Константина Федоровича знаменателен женитьбой на Жозефине Дуранте, с которой его связала многолетняя дружба и общность жизненных ценностей. В этом же году он перестроил находящийся рядом с их домом хлебный амбар в мастерскую.
Историк С. Сидренко вспоминает по годам творчество Богаевского:
— 1906 – 1908 гг. были для начинающего художника годами успеха в Париже, на выставках в Венеции и Риме. О его работах благосклонно отзывались критики в самых известных журналах;
— 1908 – 1909 гг. Богаевский с супругой предприняли путешествие по культурным центрам Германии, Австро-Венгрии, Италии и Греции. Эта поездка привела к переоценке начинающегося творчества, изменению характера пейзажного обзора и живописной манеры;
-1911 – 1914 гг. Мастер становится популярным экспонентом выставок и участником объединения «Мир искусства»; выполнил три панно по заказу в Москве; однако в разгар творческого кризиса 1914 года сжигал свои работы сотнями;
— 1914 -1918гг. Участие в Первой мировой войне (рабочая рота в Севастополе), и не участие в революции 1917 года и Гражданской войне. Он «остался на своей земле», без эмиграции — как заявил своим друзьям;
-1923 – 1937 гг. – собственноручно создал 20 литографических изображений по камню «Пейзажи Киммерии», написал четыре панно, участвовал в выставках «Жар-цвет», принял участие в выставке феодосийских художников (1926 г.). Была открыта в картинной галерее постоянная экспозиция картин художника, выполнялись заказы по зарисовки памятников старины Крыма. Работал над индустриальными пейзажами по заказам, над цветными почтовыми открытками «Пейзажи Крыма», вступил в Союз советских художников (1932 г.), удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР (1933г. ). Поездки на летние пленэры в Тарусу, работа на картинами для гостиницы «Москва», ряда санаториев Сочи. Участвовал во Всесоюзной художественной выставке «Индустрия социализма».
17 февраля 1943 года художник трагически погиб в Феодосии. Похоронен в семейном склепе своего воспитателя И.Е. Шмитта.
Вспомним, каким он был, наш феодосиец! Художник -пейзажист любил все прекрасное и не терпел посредственности, к себе был требовательным, не многим открывал свои дружеские объятия, был предан своему городу Айвазовского. Эта поразительная черта жила во всем: в его произведениях, чувствах, пламени души.
«Меня иногда сосет под ложечкой – это тоска по Родине и Феодосии. Моя милая, чудная Феодосия в такие минуты кажется точно раем земным. А как вспомнишь свою мастерскую, так неудержимое желание является работать и работать!», — вспоминал необыкновенно счастливый, любящий свой край Константин Федорович. Он был художником с большой буквы — ХУДОЖНИК!

Н. Михайлов, по материалам книги А.А. Касаткиной «Константин Богаевский. Страницы памяти».

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.